[intellectus] об открытии концепта "комбинаторный интеллект"

Jun 12, 2015 20:05

Основатель Приматологии Науки считает -- до предъявления весомых доказательств противного -- неоспоримым своё единоличное авторство открытия концепта "комбинаторный интеллект ( Read more... )

intellectus, машинка_интеллектуса, интеллектус-1, ностальгическое, апроприация, дискурс_и_власть, #33, с.вяч._(савельев)

Leave a comment

А как насчёт старой философской проблемы __gastrit June 12 2015, 19:46:11 UTC
о рассудке и разуме (Кант, Гегель etc.)? Например, вот это:

Рассудок и разум. Это гегелевское различение, согласно которому только диалектическое мышление разумно, имеет известный смысл. Нам общи с животными все виды рассудочной деятельности: индукция, дедукция, следовательно, даже абстрагирование, анализ незнакомых предметов (уже разбивание ореха есть начало анализа), синтез (в случае хитрых проделок у животных) и, в качестве соединения обоих, эксперимент (в случае новых препятствий и при затруднительных положениях). По типу все эти методы - стало быть, все признаваемые обычной логикой средства научного исследования - совершенно одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени они различны. Основные черты метода одинаковы у человека и у животного и приводят к одинаковым результатам, поскольку оба оперируют или довольствуются только этими элементарными методами. Наоборот, диалектическое мышление - именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий, - возможно только для человека, да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития (буддисты и греки).

Конечно, термина "комбинаторика" тут нет, но по смыслу-то "индукция" и "дедукция" - это что?

С уважением,
Гастрит

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы vteninn June 12 2015, 21:28:21 UTC
Вчитать в эти мутности можно что угодно.

С другой стороны, комбинаторный интеллект -- это объективность,
и рефлексия его -- тоже объективность,
а объективность обязана как-то отражаться.

Вот она, пусть криво, но отражается (smart-clever-wise и т.п.).

Но криво :)

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы __gastrit June 12 2015, 22:34:33 UTC
Вероятно, Вы правы: "дедукция" (и, тем более, "разбивание ореха") - это, похоже, действительно довольно мутно.

С уважением,
Гастрит

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы vteninn June 13 2015, 06:29:50 UTC
Но Вы правы в том, что интересно разбирать, как "дедукция" и проч. ложится на the теорию.

Хорошая дедукция -- это на самом деле синтетический продукт:
ведь корректный логический вывод нужно ещё построить, придумав ("комбинаторика") и верифицировав ("критика") все шаги.

Но вот "критика", Das Denken -- это всё у них, философов, правильно принтуичено.
Только без фундамента -- комбинаторного интеллекта и фонтанирующей локвации -- повисает в воздухе.

Я не сразу осознал, что в той схемке 2002 года главная суть -- опознание и экспликация комбинаторного уровня интеллекта.

Ещё один пробел, заполненный уже прямо в блоге, -- теория локвации то бишь кактроцкий-ежа.

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы __gastrit June 13 2015, 10:37:48 UTC
> и верифицировав ("критика") все шаги

В "чистой" дедукции верификация никакой критики как раз не требует - это механическая проверка формальной структуры утверждений, даже ЭВМ справляется. Критика будет нужна для проверки адекватности проведённой дедукции изучаемой при её помощи ситуации, или при проведении всяких "обобщённых" выводов (с бесконечным числом посылок, например) - но всё это уже не "чистая" дедукция.

С уважением,
Гастрит

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы vteninn June 13 2015, 11:30:05 UTC
Это просто самый крайний случай.
Не такой уж и частый -- стоит вспомнить, сколько проверяли того же Перельмана.

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы __gastrit June 13 2015, 12:23:03 UTC
Так Перельман и не давал "чистую" дедукцию - формализации его рассуждений во всяких Coq'ах и Mizar'ах, кажется, до сих пор обсуждают (ссылок на готовые я, во всяком случае, сходу не нашёл). Человеческие рассуждения вообще редко являются сразу "чистыми" - человек мешает дедукцию с индукцией, неявно привлекая "очевидные" предположения (см. историю доказательств пятого постулата или, из более свежего, 21-й проблемы Гильберта), пропуская "очевидные" же шаги и т.д. Меняется ли от этого суть дела?

С уважением,
Гастрит

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы vteninn June 13 2015, 15:00:25 UTC
Честно говорят, теряю нить.

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы __gastrit June 13 2015, 15:53:56 UTC
Цитирую ФЭС: «Дедукция - переход от общего к частному, в более специальном смысле термин "Д." обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям). Термин "Д." употребляется и для обозначения конкретных выводов следствий из посылок (т.е. как синоним термина "вывод" в одном из его значений)». Такой переход - если он проведён корректно - в сущности абсолютно "комбинаторный" (что и делает возможным существование всяких proof assistant'ов типа упомянутых комментом выше). Автомат с такого рода рутиной справляется лучше человека. Дедуцирующий же человек - это, в общем-то, просто плохой автомат (вероятность ошибки в длинной выкладке у него выше), на ходу меняющий используемые логические средства («вырвем две страницы выкладок и напишем вместо них "очевидно"»), натыкающийся на всякие quaternio terminorum и non sequitur, и т.д. Только поэтому его дедукции и приходится проверять.

А вот выбор той или иной дедуктивной системы, суждения о границах её применимости и т.п. - тут критика требуется действительно, а не просто по слабости человеческих комбинаторных способностей.

С уважением,
Гастрит

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы vteninn June 13 2015, 16:47:52 UTC
Вы же сами по сути объясняете, что дедукция становится комбинаторным мероприятием лишь при полной формализации.

А рассуждений дедуктивного типа много и вне формализованных контекстов.
И в таких рассуждениях -- настаиваю -- есть оба элемента.

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы __gastrit June 13 2015, 17:20:24 UTC
> дедукция становится комбинаторным мероприятием лишь при полной формализации

Так чистые явления в мире вообще редкость. Тривиальное механическое движение ведь тоже искажается термодинамическими, химическими и т.д. свойствами движущегося тела? Те же кометы на чистую небесную механику плевать хотели - с высокого афелия.

> А рассуждений дедуктивного типа много и вне формализованных контекстов.

Главное, что их можно формализовать. То есть такие "рассуждения дедуктивного типа" - это просто плохо и нечётко проведённые формальные рассуждения (где отсутствие формализации камуфлирует существо дела, но вовсе не меняет его).

> И в таких рассуждениях -- настаиваю -- есть оба элемента.

Разумеется, рассуждения, не допускающие полную формализацию в принципе, вполне бывают - но только они не являются уже дедукциями.

С уважением,
Гастрит

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы vteninn June 13 2015, 18:29:42 UTC
Когда точно известно, что формализовать можно -- это не интересный случай.

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы __gastrit June 13 2015, 18:44:46 UTC
Так речь ведь и не об "интересности", а об уровнях мышления.

С уважением,
Гастрит

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы vteninn June 13 2015, 18:45:44 UTC
Вотыменно: неинтересный именно с этой точки зрения.

Reply

Re: А как насчёт старой философской проблемы __gastrit June 13 2015, 19:04:23 UTC
Ну, что поделать.

С уважением,
Гастрит

Reply


Leave a comment

Up