лажевые пузыри в экономике и наука (две ошибки Чубайса)

Mar 05, 2014 18:19

Хотя мы в основном обсуждали лажевые пузыри в науке,
явление носит совершенно универсальный характер:
мощная лажевая компонента присутствует в идеологиях любых цивилизаций в силу теоремы о притягательности лажи, имеющей место по причине

(1) довольно малой размерности когнитивного простанства каждого отдельного примата,

(2) действия механизма стайной нормализации мнений, а также

(3) выдающейся энергетической эффективности сшибания бананов с помощью лажи.

Была у нас и пара примеров лажевых пузырей в экономике:
мегапузырь в сфере IT (который следовало бы более чётко маркировать как имеющий вненаучное по сути происхождение), а также индустрия похудения.

***

Лажевые пузыри в экономике -- как и в наукоценозе -- это механизм перераспределения ресурсов.

Запускаться он может как сознательно (обычно из сильных позиций), так и (гораздо, видимо, чаще) совершенно спонтанно, как стайный феномен по типу приматических резонансов.

В любом случае это механизм паразитирования (ещё один; сколько же их).

***

Так при чём тут Чубайс?

А при том, что в приматологическом свете сказанного интересными оттенками начинает играть следующая программная ремарка Анатолия Борисовича:

... если исследования заказывает бизнес, то они по качеству несопоставимы ни с каким государственным заказом.
Чиновник получил отчет, положил его, ему главное, чтобы претензий не было.
А когда бизнес заказывает, ему важно содержание разработки.
В этом смысле мы получаем качественные заказы, которые реально продвигают и науку, и инновации.
С одной стороны, утверждения звучат без каких-либо оговорок. А оговорки здесь нужны капитальные.

С другой, делается некоторое неявное предположение, которое выявляется с помощью ещё одного вопроса.

***

Не будем трогать индустрию похудения, возьмём более серьёзный пример, лажевый мегапузырь в сфере IT, и всмотримся в знаменитую картинку.

Какие заказы на исследования могут исходить из лажевого мегапузыря?

Поскольку цель бизнеса -- делание денег, а в лажевом пузыре деньги делаются на лаже, то очевидно, что это в первую очередь будут исследования, направленные на поддержание той конкретной асимметрии информации, из которой the лажа происходит.

Нам доводилось посещать Институт системного программирования РАН, где мы имели удовольствие пообщаться с очень грамотными людьми (всё-таки Отделение математики, а научные традиции восходят к легендарной БЭСМ-6, "убитой" советскими предшественниками теперешних эффективных менеджеров).

Но даже грамотным людям надо жить (напомним, это институт РАН со всеми вытекающими).
Живут они, как раз и обслуживая заказы, исходящие из мегапузыря: в частности, то, что мы успели заметить -- это, типа, автоматическая верификация софта на Java (фиолетовая линия на картинке) и тому подобное.

В результате мегапузырь фактически подмял под себя отборный интеллектуальный ресурс -- перенацелив его на поддержание той самой избыточной сложности, которая должна была бы стать, во-первых, объектом Критики Смыслов со стороны этого ресурса, а во-вторых, технологической уязвимостью соответствующих бизнес-игроков, но которая с помощью этого интеллектуального ресурса продолжает цвести.

(Одновременная нейтрализация двух угроз обращением одной против другой -- нетривиальный, вообще-то, фокус.)

На самом деле речь здесь о массовых явлениях, поэтому:

Статистико-приматологическая гарантия.
Подчинение интеллектуальных ресурсов наукоценоза бизнес-интересам (= внешнему Приматическому Элементу) через заказы на исследования при ликвидации альтернативных источников финансирования рождает симбиотических чудовищ, паразитирующих на асимметрии информации, ими создаваемой, поддерживаемой и наращиваемой.
Чем новее направление, тем сильнее гарантия.

Такие монстры, конечно, не даны в ощущениях как объекты с табличкой (таковыми они станут через N лет, войдя в соответствующие учебники).

Но подчинение, пусть не на 100%, а только на 80%, например, computer science интересам of the мегапузыря наблюдается в университетах всего мира.

А есть ещё фармацевтическая промышленность.

Но не будем о страшном.

***

Вторая логическая ошибка, которую делает Анатолий Борисович (вместе, видимо, со всеми, кто определяет пути реформ российского наукоценоза), -- это банальная ошибка неполной альтернативы.
(Программеры всего мира совершают её каждый день в неисчислимых количествах.)

В качестве заказчиков исследований названы бизнес и госчиновники.

Зададим ещё один вопрос:

Госчиновники в чистом виде -- всего лишь бессмысленные (хотя, возможно, и старательные) коммутаторы; как вообще из их голов могут рождаться идеи насчёт заказов на какие-то исследования?

Ответ на этот вопрос как раз и обнаруживает субъекта, спроецированного Анатолием Борисовичем в нуль.

1. Госчиновники могут транслировать интересы госкорпораций и т.п. Но это тот же бизнес, только очень крупный.

2. Мнения самих партиципантов наукоценоза, подвергнутые специфической селекции борющимися за ресурсы на разных этажах паразитической академической/чиновничьей иерархии её насельниками, затем как-то агрегированные в "госпрограммы" и т.п.
При этом на каждом более высоком этаже происходит сужение когнитивного пространства -- и проецирование в нуль в том числе и очень важных вещей.

Отсюда -- тешащие гонорит иерархов "крупные проекты", пресловутые "мегагранты" и т.п.

***

Подразумеваемый вывод из слов А.Б. -- да, конечно, нет вопроса, надо устранить из механизма порождения заказов на исследования бессмысленных чиновников, не заинтересованных ни в чём, кроме собственных карьер и (белых, серых и прочих) доходов.
Ничего, кроме искажения потоков информации в системе управления от них ждать невозможно.
В этом смысле у Приматологии с "рыночниками" полное согласие.

Но чего А.Б. не замечает -- это что вместе с устранением чиновников будет ликвидрован канал для самой ценной информации -- информации "из окопов".
То есть информации от тех самых (пока ещё не федеральных) долбанушек, которые видят самое потенциально интересное, самое нетривиальное и революционное, что даже бизнес спроецирует в нуль, особенно бизнес внутри лажевых пузырей.
Причём видят с самого близкого расстояния без каких-либо обнуляющих проекций, какие производят чиновничьи, в том числе академические иерархии.

А в целом следует признать, что приматические иерархические структуры, паразитирующие на Науке, как внутренние, так и внешние, подлежат уничтожению.

устроение_наукоценоза, федеральный_долбанушка

Up