Для разгону замечание.
Мы
вспоминали, как Тензорко использовал формальный показатель "круглый отличник" наряду с другим, чисто приматическим аргументом, -- в результате был перечеркнут конкретный эмпирический evidence и получился вредительский вариант "решения"
Проблемы №1.
С другой стороны, в предыдущей записи
о важности оснований мы затронули тему мотиваций в учении, а ещё чуть раньше -- ввели понятие
гонорит.
Так вот, три элемента складываются очень просто:
Тугой индивид способен достичь "круглой отличности" именно в силу мотивации на формальный показатель -- оценку -- на фоне серьёзного гонорита.
В данном примере вполне очевидно, что мотивация на формальный показатель возникает именно как результат комбинации тугость+гонорит.
(Обратить внимание, что мотивация на формальный показатель -- внешняя,
а гонорит -- мотивация внутренняя.
К этому дуализму мы вернёмся в конце записи.)
Утверждение допускает частичное обращение:
Приматологическая лемма. Внешняя мотивация на формальные показатели -- признак неадекватных Науке внутренних мотиваций.
В эту категорию внешних мотиваций входит и то, что называют report-oriented стиль (выдать report -- статью во что бы то ни стало, не останавливаясь перед запретом, выраженным
Правилом 1), о котором мы вспоминали в связи с карьерой Пугалка (
два первых сведения...) и который развивался в комсомоле на фоне
карьеристских мотиваций.
***
С другой стороны, у более уверенного в своих возможностях приматёнка оценка гипертрофированной роли играть обычно не будет -- просто потому, что она будет привычной, не требующей сверхусилий.
Откуда возможны "проколы". Мы где-то приводили пример из своего опыта.
Но прямо сейчас имеется возможность наблюдать ещё более яркий пример такого рода:
молчел явил столько несомненного таланту уже в школьном возрасте -- и получил столько опрометчивых похвал, -- что его уверенность в себе просто зашкалила, и он чуток преждевременно зациклился на довольно серьёзном проекте ещё до сдачи, хм, ЕГЭ.
На чём и горит до сих пор, уже в университете (матан и проч.).
И как будет преодолена эта серия проколов, ещё бабушка надвое сказала.
(Нас же интересует больше личностное развитие этого молчела, чем формальные карьерные показатели, т.к. если его психика не проявит неэластичности, то за него по жизни можно не беспокоиться.)
***
Обсуждаемые особенности мотиваций развиваются где-то в районе пубертатного периода, включая младшие курсы универа (13-20).
Причины же появления ориентации на формальные показатели -- гонорит / карьерная ориентация -- вполне общие, ибо достижение формальных показателей -- не сказать, что путь лёгкий, но определённо энергетически более выгодный, чем достижение каких-то сущностных целей, которые формальными показателями могут "измериться" и с ошибками.
***
Ещё тут любопытен факт формирования вторичных (внешних) мотиваций на основе первичных (приматических) в соответствующем возрасте благодаря наличию достаточно ёмкой ассоциативной области с примыкающими ([ана]приматическими, вторичными по сравнению c рептилийными) центрами эмоций/аппетенций (
тыц):
Ассоциативная область "зомбируется" так, что доминирующие у индивида приматические мотивации "одеваются" культурно-(
попъективно)-обусловленными кодами (представленными соответствующими
нейроцепями).
Менее банальное приматологическое утверждение: мозг примата в процессе произрастания выбирает и цепляет из попъективного ("культурного") окружения те коды (вторичные мотивации, в т.ч. формальные стимулы и т.п.), которые наиболее конгениальны его генетически обусловленной конфигурации базовых аппетенций из
пентады.
Это сразу проясняет, например, известный факт удивительного параллелизма, наблюдаемого в жизненных траекториях однояйцевых, т.е. генетически идентичных близнецов (кои психологами отслеживаются тысячами пар).
***
Механизм тут совершенно общий, аналогичный уже отмечавшейся анаприматической способности влиять на эмоциональные центры посредством локвационных жестов (
тыц).