Хорошие -- небольшие, внятные, содержательные, доступные -- примеры Критики смыслов обнаруживаются не очень легко.
Тем приятней, что такой пример нашелся у приматологически-рекомендованного
специалиста по венчуру В.Громковского.
Цитата с примером, данная ниже, взята из его
свежей колонки.
Там есть
-- и сшибка лбов на почве
смыслоблудия (гуляющий в зависимости от контекста смысл бытового слова "продажа" -- за которым может стоять субъективная оценка или рыночная стоимость),
-- и анализ контекста с восстановлением деталей, скрывающихся за словами-абстракциями (тот самый
Ракоход мысли), которыми сшибающиеся лбы жонглируют как атомарными сущностями.
Вот цитата с примером (форматирование наше):
... вопрос об оценке стартапов.
Один человек толкует, что стартапы не имеют стоимости, - а другой ему отвечает, что их можно оценить (на основе будущих доходов, скажем).
Однако оценка и стоимость - разные вещи.
Оценка сугубо субъективна, хотя бы потому, что одним из сомножителей является вероятность (получения ожидаемых доходов), которая есть по определению дело субъективное: «страх - в глазах смотрящего».
Стоимость же - это за сколько компанию можно продать.
Причем, обратите внимание, продать целиком: продажа пакета венчурному капиталисту не является продажей в смысле определения действительной стоимости.
Если компанию целиком продать невозможно (и, что принципиально для теоретически чистого случая, продать с тем условием, что ее владельцы не остаются на ролях управляющих, но сразу уходят), это и означает, что стоимость ее - ноль:
она еще не стала самостоятельным предприятием, независимым от личностей управляющих и сотрудников.
Именно такова стоимость практически всех стартапов.
Именно об этом толковал А. Журба.
Когда же Сергей Фаге возражал ему, он говорил, по сути, о том, что хорошие стартапы способны привлекать средства, в том числе и весьма значительные, в соответствии с некоей оценкой.
Но одно дело - продажа компании, приносящей доход,
и другое - уступка инвестору пакета акций за обещание будущего дохода.
Это также называется на бытовом языке продажей,
но экономическое содержание двух продаж, мягко говоря, неодинаково.
В первой определяется стоимость компании, во второй - лишь субъективная оценка.
Стоит обратить внимание, что "стоимость" не сопровождается прилагательным "объективная", которое напрашивается в пару к явно присутствующему "субъективная" при "оценке".
На самом деле там нужно поставить прилагательное
попъективная.