ГЛУБЖЕ

Jan 29, 2024 11:49



.

«... «перемена атмосферы» - в Православии означает, прежде всего, способность взглянуть на себя со стороны, подлинную «самокритику», подлинное покаяние и обращение.
Солженицын пишет о грехе Русской Церкви против старообрядцев - у него это один из трагических - «узлов» - русской истории.
Но он, мне кажется, не видит, что и старообрядчество было тупиком и во многом - само трагедией древнерусского сознания.

Нужно брать гораздо глубже.
«Обновленцы» - провалились, потому что видели только внешнее: кризис епископата (монашеского), формы богослужения. Поповский бунт, да еще поддержанный советской - «охранкой».
Гораздо серьезнее то, что в Православии - историческом - начисто отсутствует сам критерий самокритики. Сложившись как - «православие» - против ересей, Запада, Востока, турков и т.д., Православие пронизано комплексом самоутверждения, гипертрофией какого-то внутреннего - «триумфализма».
Признать ошибки - это начать разрушать основы - «истинной веры».
Трагизм православной истории видят всегда в торжестве внешнего зла: преследований, турецкого ига, измены интеллигенции, большевизма.
Никогда - во «внутри». И пока это так, то, по моему убеждению, никакое возрождение Православия невозможно.
Главная же трудность здесь в том, что трагизм и падение по-настоящему не в грехах людей (этого не отрицают…), а укоренен, гнездится в тех явлениях, которые принято считать, в которые принято верить, как именно в саму сущность Православия, его вечную ценность и истину.
• Это, во-первых, какое-то - «бабье» - благочестие, пропитанное - «умилением» - и суеверием, и потому абсолютно непромокаемое никакой культуре.
Стихийная сила этого благочестия, которым можно жить, как чем-то совершенно самодовлеющим, вне какого бы то ни было отношения ко Христу и к Евангелию, к миру, к жизни… Тут все слова - «жижеют», наполняются какой-то водою, перестают что-либо означать.
Это - «благочестие» - и есть то, что вернуло христианству языческое измерение, растворило в религиозной чувственности. Оно и Христа мерит собою, делает Его - символом самого себя…
• Это, во-вторых, гностический уклон самой веры, начавшийся уже у Отцов (приражение эллинизма) и расцветший в позднем богословии (западный интеллектуализм).
• Это, в-третьих, в этом благочестии и этом богословии укорененный дуализм, заменивший в церковном подходе к миру изначальный эсхатологизм.
• Это, в-четвертых, сдача Православия - национализму в его худшей языческой (кровной) и якобинской (государственно-авторитарной негативной) сущности.
Этот сплав и выдается за - «чистое Православие», и всякое отступление от него или хотя бы попытка в нем разобраться обличаются немедленно как - «ересь».
Между тем, этот именно сплав и есть тот тупик, в который зашло историческое Православие, и ужас этого тупика не меньше, а, в сущности, больше оттого, что он притягивает к себе всевозможных - «неофитов» (с) протоиерей Александр Шмеман; дневниковая запись от 25-го сентября 1974 года
Previous post Next post
Up