Незаменимых нет? ИИ vs люди

May 13, 2023 07:34





Изображение от rawpixel.com на Freepik

Про искусственный интеллект пишут много и разное. Но главное, в чем сходятся мнения - грядущая опасность безработицы для широких масс населения. Говорят, даже кто-то из создателей ИИ уволился, ужаснувшись тому, что натворил. И теперь вот-вот начнется великое внедрение ИИ во все сферы жизни, а продавцы, курьеры, работники складов и тому подобные сотрудники вмиг окажутся на улице, без работы и без денег.

Вставлю и свое ценное мнение по данному вопросу. Все-таки я рекрутер, и мне положено высказаться. И вот что я скажу - лично я осторожна в прогнозах насчет массовых увольнений. По моему мнению, те, кто пророчит на кадровом рынке триумф ИИ, просто имеют мало представления, как происходит процесс найма персонала на так называемые массовые вакансии. Это как раз те профессии, которые не требуют высокой квалификации и на которые можно претендовать, не имя особого опыта либо слегка научившись на предыдущем месте. Тому, кто не сталкивался с массовым подбором (я сейчас и о своих коллегах говорю, кто только пришел из «точки» в «массовку») считают, что кандидатов на эти вакансии бесконечный поток, что стоит только дать объявление - и телефон разорвется от звонков желающих трудиться продавцами, курьерами, официантами и т.д., и т.п.



Однако это совсем не так. Никакого потока звонков не будет, будут редкие отклики, причем, кандидаты будут исчезать бесследно на всех этапах найма: собеседование, медкомиссия (а она обязательна на большинство массовых позиций), стажировка, оформление. Вы будете ломать голову, где еще разместить объявление, будете искать группы в соцсетях и выстраивать цепочки контактов, чтобы более-менее уложиться в план по заполнению позиций. Отчего так происходит? От того же, что на рынке массового персонала абсолютно та же ситуация, что и на рынке точечного подбора - хронический дефицит кадров. Количество открытых вакансий (в первую очередь, я говорю о Москве и других крупных городах) нет, еще не превышает, но прямо коррелирует с количеством ищущих работу. То есть выбора у работодателя особого нет, особенно если надо найти сотрудников много и одновременно. Так что ИИ, если реально удастся внедрить его эффективно, просто немного оздоровит рынок труда.

Касаемо эффективности внедрения ИИ лично я также осторожна в прогнозах. Я отлично помню, как у нас на ж/д станции поставили автомат по продаже билетов. Поставить-то поставили, а толку? Во-первых, пенсионеры его не очень-то приняли (а это большая куча народу, которая постоянно куда-то едет), и все равно выстраиваются в очередь к живому кассиру в окошечке. Во-вторых, этот агрегат регулярно ломается, отчего возрастает количество необилеченных граждан (и скандалов с контролерами, ага). Короче говоря, все закончилось тем, что к аппарату приставили специального человека (!), которые помогает им пользоваться - то есть, внедрение ИИ повлекло увеличение штата еще на целую человеко-единицу. Ну и в чем профит?

Также я помню, как в известном сетевом магазине поставили электронные кассы. Живые кассиры поначалу со страхом смотрели и на кассы эти, и на покупателей - видимо, ожидая сокращения. Но уже через пару месяцев сами отправляли покупателей на электронные кассы и помогали освоиться с ними. Стали спокойными и вальяжными, причем никто никого не сократил - просто сократилась очередь к этим самым живым кассирам, и свободного места в магазине стало больше. А нервы кассиров крепче.

Второй немаловажный момент. Вот, к примеру, есть банки, где техподдержка почти полностью переведена на роботов, а есть один банк, где на этом участке до сих пор работают люди. Ну вот и с кем мне, как потребителю, приятнее общаться? Не знаю, как вам, а меня эти бесконечные повторения вопросов, переадресация и противный электронный голос доводят до бешенства. Да и вообще, что это за неуважение к людям, если тот, кому мы платим деньги, даже поговорить с нами нормально не может? Так что я думаю, выиграют именно те компании, кто не поддастся этому ажиотажу и оставит на клиентской работе живых людей. Которые тоже, бывают, разговаривают, как роботы, но с ними все-таки можно как-то договориться.

Но предположим, я не права, и ИИ войдет в нашу жизнь добровольно-принудительно, как портал Госуслуг. И нас приучат и научат с ним общаться, и мы будем терпеливо выслушивать указания робота, не прекословя ему, чтобы не завис. Куда денутся широкие массы населения, оставшись без работы?

Лично я очень надеюсь, что в этом случае народ пойдет учиться рабочим профессиям. Квалифицированный рабочий сегодня - это кадровый дефицит в квадрате. Ни один ИИ не заменит электромонтажника, бетонщика или сварщика. Мне просто страшно, что будет с прорабами, притащи им работодатель подобный агрегат. Нет, это те профессии, где необходимы живые люди. С руками, мозгами и смекалкой. После провала системы среднего профессионального образования среди этих профессий образовалась дыра, которую пора бы уже залатать и заполнить. Так что, работа для всех была, есть и будет. Незаменимые, к сожалению (или к счастью?) у нас есть.

Искусственный интеллект, общество, Работа

Previous post Next post
Up