Нарушая правила

Sep 24, 2022 08:14





https://www.freestockimages.ru/

Казимир Малевич нарисовал картину «Черный квадрат» и вошел в историю. Если черный квадрат нарисую я, то в историю не войду точно, а мои близкие всерьез обеспокоятся. Казалось бы, в обоих случаях налицо нарушение общепринятых норм живописи, но почему в случае Малевича это шедевр, а в моем - диагноз? В отличие от меня маэстро мог изобразить и классический пейзаж, и натюрморт, а на момент написания знаменитого квадрата создал уже себе имя в среде профессионалов. А я? А что я? Я рисую на уровне пятого класса средней школы, обычной, разумеется, не художественной. Поэтому мои квадраты не то что к шедеврам, они и к живописи никакого отношения не имеют вовсе.

В некоторых школах сейчас практикуют новаторский подход к преподаванию: отменили домашние задания, наши старые добрые «уроки» - на радость лоботрясам. Самостоятельную проверку понимания нового материала - а именно этим и являются домашние задания - по всей видимости, педагоги-новаторы признали архаизмом, которому пора бы на свалку истории. Вместе с дополнительной нагрузкой на учителя, разумеется. И ведь действительно? Если ученик не усвоил новый материал, то и домашку он не осилит, так зачем зря время терять? Получит двойку - глядишь, откроет учебник и прочитает соответствующий параграф. А не прочитает - так и невелика беда. Спасение обучающихся дело рук самих обучающихся.



Нарушение привычных правил, «разрыв шаблона» на протяжении всей истории человечества являлись мощным двигателем и искусства, и науки, и технического прогресса. Но вот беда: страстью к разрывам шаблонов пылают чаще всего те, кто по этим правилам и шаблонам ни жить, ни работать так и не научился. И тогда под видом новаторского подхода мы получаем обычную лень и головотяпство, замаскированные под свежий ветер.

Безусловно есть учителя, способные объяснить новый материал за сорок минут так, что ясно будет и отличнику, и ученику самых средних способностей. Есть и ученики, которые самостоятельно, без родительской выволочки засядут за учебники, если не уяснили чего-то на уроке. Однако и первые, и, особенно, вторые в природе встречаются так же редко, как и люди, сумевшие добиться прорыва, сметя существующие правила. Потому что и первые, и вторые, и третьи обладают настоящим профессионализмом: учитель ценой труда и таланта добился педагогического успеха, ученик сумел воспитать в себе волю к победе, ученый, совершивший революцию в науке, поначалу этой наукой в совершенстве овладел. И все они без исключения оттачивали свое мастерство и волевые качества, следуя тем самым правилам и шаблонам, которые придумали задолго до их появления на свет.

Любителей же разрывать шаблоны только потому, что шаблоны эти им не по зубам, намного больше. Лень мысли приводит к анархии и деградации. Взять, к примеру, использование ненормативной лексики в искусстве, да и в быту тоже. Мат на экране либо в литературе воспринимается как экспрессивный ход создателя только, если это у него казуистическая редкость. Если же мат в каждом абзаце - то это неумение добиться нужного эффекта иными средствами художественной выразительности. Короче, не умеет автор писать так, чтобы читатель проникся, вот и лепит грязь от бессилия.

Крепкое выражение от злости или обиды приносит облегчение, только если это действительно ругательство. Если к мату прибегать слишком часто, то нужный эффект пропадает, остается лишь ощущение нечистоты.

Но лень созидательной мысли это полбеды. В конце концов, одной бездарностью больше, одной меньше, природа стерпит. Гораздо хуже сопротивление правилам обыденное, каждодневное, не имеющие под собой веских причин.

Мои коллеги, кто занимается наймом рабочих вахтовым методом, думаю, знают об одной интересной закономерности. С иногородними рабочими, привыкшими работать вахтой, сложности, конечно, случаются, но не особенно часто. А настоящие проблемы возникают с теми, с кем, казалось бы, по логике вещей быть их не должно совсем - с местным населением. Ведь зарплаты вахтовиков обычно намного выше того, что может предложить местный работодатель, особенно если дело происходит где-нибудь в отдаленном регионе. Вроде бы, если удалось наняться, так работай и радуйся - и зарплату хорошую имеешь, и за питание платить не нужно, и дом рядом. Но нет. Местное население с большим недовольством воспринимает тот факт, что работа вахтой накладывает ряд ограничений: домой бегать некогда, выходной один на неделе, а то и вовсе нет, количество рабочих часов выше привычной нормы. Тот факт, что деньги получишь «в чистом виде», без затрат на питание и дорогу, а, главное - больше, чем в любом другом доступном месте, проходит мимо сознания. Иногородние же отлично знают: отрабатываешь положенное по принятым правилам - и потом месяц-полтора отдыхаешь, занимаешься своими делами. Некоторым, правда, не отдыхается - и на межвахте они ищут новую вахту, но это уже другая история.

Но сам вот этот факт - неприятие правил, которые тебе же приносят выгоду - меня лично удивляет очень.

И снова это не самое страшное. В конце концов, у каждого свои взгляды на рабочий процесс, может, кому-то и не нужна высокая зарплата ценой лишений привычного образа жизни. Ну не понял сразу, не сообразил, во что ввязывается. Не страшно.

Гораздо хуже, когда нарушаются правила, созданные для блага человечества, для сохранения жизни на земле.

…Однажды я стояла перед пешеходным переходом, светофор горел красным, и я спокойно ждала зеленого, чтобы перейти на другую сторону. И вдруг на этой самой  противоположной стороне перехода я увидела своего сына, ему тогда было лет 10-11. Он шел из школы мне навстречу, и так получилось, что мы оказались друг напротив друга на переходе. Он радостно замахал мне, заулыбался, но, разумеется, с места не тронулся - красный же. Однако через секунду рядом с сыном возникла какая-то тетка средних лет. А дальше… дальше произошло то, что, наверное, каждый водитель наблюдал хотя бы раз за свою водительскую практику. Тетка спокойно шагнула на «зебру», не обращая никакого внимания на светофор, и спокойно пошкандыбала, даже особо не торопясь. И мой сын, как будто по инерции, вслед за ней тоже шагнул на проезжую часть... Он не посмотрел еще раз на светофор, не увидел, что красный горит по-прежнему. Он увидел только то, что взрослый человек начал переход - значит, все в порядке, идти можно. И последовал примеру этого безмозглого взрослого, не перепроверив информацию.

Оцепенев от ужаса, я стояла и смотрела, как они идут, а машины сигналят и едва успевают остановиться в самый последний момент. Никогда этого не забуду. Он шел, радостно глядя на меня и не глядя на светофор, не понимая происходящего, машины же останавливались. К счастью, движение на этой дороге не слишком быстрое, оба они добрались благополучно. Когда сын шагнул на тротуар, я кинулась к нему с руганью. И вместе со мной на него накинулась еще какая-то женщина, видевшая эту сцену. А тетка… А что тетка? Пошла по своим делам, не обращая на нас никакого внимания. Она, по-видимому, вообще не утруждала себя лишними мыслями. Ей было наплевать и на какого-то чужого мальчика, и на какого-то неизвестного водителя, который мог бы не успеть затормозить и жить потом с камнем вины за непреднамеренное.

Сколько жизней человечество отдало за изобретение такого прекрасного прибора, как светофор? Сколько людей погибло под колесами автомобилей, бричек и карет, прежде чем были изобретены и внедрены правила дорожного движения? Казалось бы - все будет хорошо, если просто все договорятся и будут соблюдать правила, уважая и свою жизнь, и жизнь водителя, и жизнь неизвестного ребенка, который еще не научился критически мыслить и смотрит на мир доверчиво.

Мое глубокое убеждение: нарушать правила, сохраняющие жизнь, нельзя ни при каких обстоятельствах. На нас смотрят они, наши дети. И если нам кажется, что мы можем просчитать маневр автомобиля или скорость движения поезда, то, во-первых, нам это только кажется, а во вторых - им это тоже может показаться, и иллюзия обернется трагедией.

Нарушать ли правила остальные - личное дело каждого. Но прежде чем это делать, надо все же сперва научиться по этим правилам жить.

история, правила, общество

Previous post Next post
Up