Я счастлив и нем - наконец-то держу в руках книгу, которую хотел заполучить на протяжении последних шести месяцев. 1000 Chairs издательства Taschen. Вы даже не представляете насколько она для меня классная. Еще раз спасибо
Резиденту.
Забавно с ней ездить в метро - медленно листаешь странички, а рядом сидящие / стоящие люди все заглядывают и заглядывают. Я знаю, что многим это не нравится, да и мне тоже с художественной литературой, но в данном случае я безумно горд и готов делится этой красотой со всеми окружающими.
Вчера перед сном имел очень приятную беседу и затронул в разговоре роман Декоратор Тургрима Эггена в контексте творчества Миса ван дер Роэ. А с утра любопытство меня доконало - я взял на подоконнике книжку (полку я еще не купил, а стоят мои книги пока где придется) и открыл заложенный когда-то отрывок, который мне особо понравился. Перечитал и приятно был удивлен еще несколькими моментами, на которые я изначально не обратил внимание, зато узнал о них некоторое время спустя.
Отрывок чуть ниже, а пока хотел бы поделится некоторым своим восхищением. Во-первых - это фантастика! Мис (да и не только он в то время) сотворил настолько опережающую свое время форму и содержание и я не представляю как это - в 1929 году оказаться в таком павильоне. Наверняка его тогда мало-кто понял.
Френк Ллойд Райт
дом над водопадом 1925-1935 - Какое здание самое красивое в мирве? Учитывая все категории.
- Не знаю, - говорит Ульрик. - Я бы назвал что‑нибудь от Фрэнка Ллойда Райта, «Дом над водопадом», например, но я не видел их своими глазами.
- Это обязательное условие, я считаю. Одно дело - картинка, и совсем другое живое пространственное ощущение предмета.
- Согласен. Тогда я ещё подумаю.
- Мой фаворит стоит в Барселоне.
- Ты же не хочешь сказать Гауди? Честно говоря, я бы никогда о тебе такого не подумал. Casa Mila?
- Гауди мне нравится и Casa Mila здание необыкновенное. Ты был внутри? Все комнаты роятся вокруг двух основных помещений, ни единого прямого угла. Чудо. Фасад я бы назвал кошмарным, но внутри и вкус, и нега. Хотя дом похож на восковую фигуру, забытую на жаре.
- Но ты имел в виду не Casa Mila? И вообще не Гауди?
Нет. Более того, речь не идёт ни об испанском, ни о каталонском архитекторе. Павильон Миса ван дер Роэ, он справа по курсу, если подниматься от Дворца конгрессов на Монжуик.
- Мис?! Это больше в твоём стиле. Хотя мне не совсем по зубам, признаюсь. Мне кажется, я встречал упоминание об этом доме в путеводителях, но живьём его не видел.
- Это не дом в обычном понимании. Именно павильон. Причём не подлинник. Настоящий павильон снесли после Всемирной выставки 1929 года, а этот реконструировали в 1986 году, к столетию Миса ван дер Роэ. И реконструировали так себе - к примеру, сегодня невозможно сделать крышу из стекла того качества, которым пользовался Мис. Поэтому оптические характеристики нарушены.
- Крутейший функ
Мис ван дер Роэ
павильон Германии на EXPO 1929 в Барселоне
- В этом вся соль. Павильон считается одной из вершин функционализма, но на самом деле в классическом понимании этого слова не является функционалистским. Ведь какая у павильона функция, что это вообще за тип сооружения? Мис не знал ответа на эти вопросы и построил то, что ему захотелось. В некотором смысле павильон - прощание Миса с каноническим функционализмом, в той мере, в какой он вообще может быть к нему приписан. Он был молчаливым противником и готовых модулей, и поточного производства зданий по промышленной схеме, а это основа основ немецкого функционализма, адепты которого мечтали о дешёвом, практичном и светлом жильё для пролетариев - вот их идеал. Миса хватило на два таких дома, потом - баста. В Барселонском павильоне внутренние перегородки из оникса, там мраморный пол и никаких следов практичности. Во всяком случае, о решении насущных проблем раб‑класса двадцатых годов речь не шла наверняка.
- Катрине, а ты там была?
- Где?
- В павильоне Миса в Барселоне.
- Была, да уж. Одна из самых идиотских экскурсий в моей жизни. Там ничего нет, вообще - ничего: бассейн и несколько стульев. А Сигбьёрн, ты не поверишь, проторчал в павильоне полтора часа, но и тогда мне удалось вытащить его оттуда только угрозой, что я одна пойду к Prada мотать деньги.
- Но павильон красивый?
- Да, очень. Хотя смотреть в нём не на что. Внутри одна‑единственная скульптура, обнажённая, если я правильно помню. Но в самом деле измучили меня не эти полтора часа, а то, что Сигбьёрн без умолку говорил об этом павильоне много дней подряд.
П.С. Этот стул называется Барселона, его тоже создал ван дер Роэ. Для меня было большим открытием узнать, что раньше многие архитекторы и дизайнеры создавали мебель исключительно под какой-нибудь один проект, а затем она становилась популярной и в массовом производстве. Не знаю, существует ли сейчас такая отдача к работе?
Книга оставила у меня двоякие впечатления, но центральное видение дизайнера на свою работу я запомнил, пожалуй, навсегда: если пустая квартира некрасива, то декоратор тут бессилен. Но даже идеальная квартира никогда не бывает так хороша, как на стадии голых стен.
У меня сейчас в коридоре голые белые стены, скоро такие же будут и в комнате. И они мне нравятся.