3
И вот, десять вышеупомянутых Сфирот представляют собой пять качественных состояний (hавханот), и «да не удалятся они от глаз твоих»
[1], и «да выпрямит Он стези твои»
[2] пред тобою
[3] в изучении этой мудрости.
Качественное состояние первое: собственно Свет. Он представляет собой целокупность (клалут) Света [исходящего] от Эйн Соф, благословен Он, находящегося в этом Неэцале, и это [его] основа (икар), и здесь со стороны нижнего нет абсолютно никакого соработничества, и называется оно Мудростью Прямого Света (хохма де-ор яшар).
Качественное состояние второе: Свет Милости (де-хасадим), который привлечён (нимшах, «притянут») сверху вниз, и это Свет, который соработничает с Неэцалем второго состояния, пробуждая в нём Преодоление (гвурот), и привлекается оно Светом Разума (ор hа-бина).
Качественное состояние третье: Высший Свет де-Хасадим [светящий] снизу вверх в результате ударного сочетания. Он называется Возвратным Светом (ор хозер) и поднимается и протягивается исключительно со стороны Неэцаля по причине противления (икув) [Прямому Свету].
Качественное состояние четвёртое: Свет Высшей Доблести (гвура илаа), то есть, второе состояние (бхина бет), Авиют Бины, который она обрела преодолением своим [над желанием].
Качественное состояние пятое: Нижняя Доблесть (гвура татаа), то есть, четвёртое состояние (бхина далет), преодоление желания, проявленное в действии Светом де-Хасадим со стороны Неэцаля. Оно называется Сосудом Малхут Прямого Света, и эта Гвура является Сосудом десяти Сфирот. И помни это.
И знай, что Экран, что в Сосуде Малхут - это корень Тьмы, поскольку силой, имеющейся в Экране, задерживает Высший Свет от распространения в четвёртое состояние (бхину далет), и он же является корнем усилия, прилагаемого для получения вознаграждения/награды, поскольку усилие есть действие не по желанию, ибо работник лишь покоя себе хочет, но ради вознаграждения, которое ему хозяин платит, он упраздняет желание своё перед желанием хозяина.
И знай, что нет здесь, в Этом Мире, никакой сущности или явления, которое не коренилось бы в высших Мирах, откуда распространяются Ветви к нижним Мирам, пока не низойдут («протянутся) и не раскроются нам в Этом Мире. И вот, ты видишь, что вся работа и усилия все коренятся в Экране, что в Сосуде Малхут, задерживающем Высший Свет, который мил ей (нехмад), поскольку Маациль желает сделать ей приятное (леhанот), а всё, что в Маациле - замысел, является для Неэцаля законом непреложным и обязывающим, поскольку очевидно, что инструмент (кли) для действия Ему не нужен, но замысел Благословенного завершает [дело].
И вместе с тем, она сама избирает (бохерет) не принимать Высший Свет, дабы с ним (аль ядо, «с его помощью») не пришло изменение формы, (см. в «Лике Разъясняющем», Ветвь 1). И получается, что мера (э́рех) силы сопротивления Экрана равна мере усилия (егиъа́) её, а вознаграждение, которое хозяин даёт работнику, коренится в Возвратном Свете, который возникает («выходит») в результате ударного сочетания. И так как корень Возвратного Света соделывается благодаря Экрану, получается, что она [Малхут] возвращается, чтобы стать Кетером этих десяти Сфирот - [как] Света Возвратного, [так] и Света Прямого, как разъясню я ниже. И всё приобретение, которого она достигла, [совершилось] по причине этого действия задержки [Света].
Из сказанного выше следует, что все десять Сфирот суть не что иное как один Сосуд, называемый Малхут. Однако определяется, что форма его сформировалась от трёх корней, которыми являются три состояния: Хохма, Бина и Зеир Анпин, происшедшие одно из другого. И знай, что это - Малхут, ещё входящая в целокупность Света Бесконечного, благословен Он, до Сокращения, называемая Малхут де-Эйн Соф, в которой произошло (досл. «было») Первое Сокращение (см. Лик Разъясняющий, Ветвь 1), [и произошло оно] по той причине, что из-за совпадения формы с Маацилем возвысилось её желание над [желанием] принимать в четвёртое состояние, и тогда протянулась к ней от Бесконечного, благословен Он, одна Линия (кав), и Свет этой Линии в себе содержит весь Свет, нисшедший («протянувшийся») в пять Миров: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира и Асия. Целокупнось этого Света называется Линией от слов [Писания] «мерная линия»
[4], поскольку протягивается она в Мирах в мере (мида), количестве (миспар) и в срок (кацув) [определённый] для каждого Мира согласно форме Сосуда Малхут данного Мира (смотри подробней в «Лике [Разъясняющем]»).
Пять Миров- это Кетер и четыре [нам уже] известных состояния из десяти Сфирот, где Мир Адам Кадмон - это Мир Кетер, Мир Ацилут - это Мир Хохма, Мир Брия - это Мир Бина, Мир Ецира - это Мир Зеир Анпин, а Мир Асия - это Мир Малхут, причём в каждом Мире есть десять Сфирот, и каждая Сфира [состоит] из десяти Сфирот, которая также состоит из десяти Сфирот (см. в «Лике [Разъясняющем]»).
И разделение на пять Миров [произошло] по той причине, что сначала до́лжно было Сосуду Малхут включиться во все и каждую Сфиру, до Кетера, и это происходило так: при первом распространении ОХаП (Озен, Хотем, Пэ) АК она включилась в ЗоН (Зеир Анпин и Нуква), при втором распространении ОХаП она включилась в Бину, в Мире Некудим она включилась в Хохму, а в Мире Ацилут она включилась в Кетер.
И когда Малхут включилась во все и каждую Сфиру, тогда берёт начало Мир Обустройства, Глава (рош) которого Мир Ацилут, поскольку там облачился Свет Бесконечного, благословен Он, в состояние первое (алеф). А затем облачился Свет Бесконечного, благословен Он, в состояние второе (бет) и сотворил (бара) Мир Брия, а затем Он облачился в состояние третье (гимель), и создал/сформировал (яцар) Мир Ецира, а затем Он облачился в состояние четвёртое (далет) и сотворил (бара) Мир Асия, и в «Лике [Разъясняющем]» я разъясню подробно, как все они один из другого исходят в порядке предшествования и продолжения и [как] взаимосвязаны друг с другом.
4
И до́лжно сначала выяснить свойства всех и каждого из Миров Адам Кадмон и АБЕА. Я буду разъяснять их [последовательно] один за другим, и начнём мы с Мира Кетер, а это Мир Адам Кадмон. Первый его Сосуд - это Мир Акудим (досл. «связанные»). И вот что, помимо прочего, говорит Ари во «Вратах Акудим»:
«И вот, вышли (возникли) все десять Сфирот, но вышли не все одновременно (досл. «вместе»), но сначала от Мира Акудим вышла только ступень (бхина) Малхут, и вышла эта Малхут на уровне (бхина) Нефеш <…> затем низошли (нимшаху, «протянулись») и возникли («вышли») остальные части [вплоть] до Кетера <…> и с приходом Кетера оказалась Малхут восполненной всеми пятью внутренними Света́ми: Нефеш, Руах, Нешама, Хая и Ехида <…> но всё ещё была нехватка во всех указанных Сфирот, поскольку они вышли без вознагражденияя. И потому необходимо было им снова подняться к Маацилю, дабы вознаграждение принять.
Однако, на сей раз прежде всех при возвращении вернулся Кетер. И вот, с уходом («исчезновением») Кетера поднялся Свет Хохма на место Кетера, Бина - на место Хохмы, Зеир Анпин - на место Бины, а Малхут - на место Зеир Анпина. А затем ушла («исчезла») к Маацилю и Хохма, и поднялась Бина [вслед] за Хохмой в Кетер, Зеир Анпин - в Хохму, а Малхут - в Бину. А затем ушла («исчезла») и Бина, и Зеир Анпин поднялся в Кетер, а Малхут - в Хохму. А затем ушёл («исчез») и Зеир Анпин, и поднялась Малхут в Кетер. [И так] доколе и Малхут не ушла к Маацилю.
А затем вернулся Свет Маациля и снова распространился в них, однако, не в том порядке, как сначала, но [так, что] Свет Кетер не вышел снова и остался скрытым, и потому Свет Хохма возник («вышел») в Сосуде Кетер, Свет Бина - в Сосуде Хохма, Свет Зеир Анпина - в Сосуде Бина, Свет Малхут - в Сосуде Зеир Анпина, а Сосуд Малхут остался совсем без Света» - так, в сокращении.
И там же:
«Десять Сфирот де-Акудим ([мира] связанных) вышли снизу вверх: сначала возникла («вышла») Малхут, затем - Зеир Анпин, затем - Бина, затем - Хохма, а затем - Кетер».
И до́лжно хорошо понимать, как происходит выход Сфирот сверху вниз - ведь говорит Ари, что, несомненно речь не идёт о тех понятиях «верх» и «низ», «прежде» и «после», которые [относятся] ко времени и пространству (досл. «месту»), но о понятиях предваряющем и продолжающемся [то есть, вытекающим их него], вызывающим [какое-либо действие] (ила, «предлог») и возможным [его осуществлением] (алуль, «может» с оттенком нежелательности). И если так, то как возможно, чтобы сначала появилась Малхут, и [только] затем Зеир Анпин, затем Бина [и далее], до Кетера, который есть корень их всех - [как может быть] чтобы вышел он последним? И это странно на первый взгляд. И кто и чем (ми у-ма, «кто и что») взял и [всё] перевернул, [отправив] высших вниз, а нижних - вверх?
И это было уже разъяснено порядком десяти Сфирот Прямого Света, которые суть пять ступеней, одна под другой, согласно мере (шиур) очищения каждой из них от Света плотного (ор hа-ав), изменившего форму свою, то есть, от состояния четвёртого, Далет. ведь состояние первое, Алеф есть скрытие в потенциале [никак не проявленное и состояние] величественное (хашува, «важное») своей ступенью. Состояние второе, Бет, которое уже вышло из потенциала в действие благодаря преодолению желанием, [определяется как состояние] хуже, чем состояние Алеф, состояние третье, Гимель - хуже, чем состояние Бет, и, наконец, состояние Далет, Малхут, [определяется как состояние] худшее из всех из-за её Авиюта, а он
[5] в ней наибольший.
Известно также, что после возникновения Сосуда Малхут, на неё было возложено (авар, «перешло») Первое Сокращение: не получать в состояние Далет, и эта задерживающая сила называется Экраном (масах). Таким образом, Прямой Свет, спускающийся от Эйн Соф, благословен Он, попадает (поге́а) в Экран, что в Малхут, и происходит («соделывается») ударное сочетание, благодаря чему возникают («выходят») десять Сфирот Возвратного Света (см. «Паним», Ветвь 3). И вот, ступени в этих десяти Сфирот Возвратного Света обратны по отношению к десяти Сфирот Прямого Света: в десяти Сфирот Прямого Света чем [ступень] чище, тем [она] выше в возвышенности своей и достохвальней, а в десяти Сфирот Возвратного Света та, которая плотней (ав), будет выше и достохвальней. И это потому, что Малхут является Кетером и Корнем для этих десяти Сфирот Возвратного Света по той причине, что плотный её Экран задерживает Свет, не позволяя ему спуститься на её состояние Далет, и потому Малхут, возвращаясь, становится Кетером, и в этом тайный смысл слов «конец его проистекает из начала его»
[6] (см. «Лик Разъясняющий» (паним масбирот, ПМс), Ветвь 3).
И получается, что Зеир Анпин получает Свет от Кетера Возвратного Света, и потому ЗА определяется как ступень Хохма; Бина определяется как ступень Бина, поскольку получает от ЗА, ставшего при возвращении Хохмой; Хохма Прямого Света в Возвратном Свете определяется как Зеир Анпин, поскольку получает Возвратный Свет от Бины; а Кетер Прямого Света определяется в Возвратном Свете как Малхут, поскольку получает от ЗА. И отсюда следует, что чем чище ступень, тем менее возвышена она и достохвальна.
Однако десять Сфирот Возвратного Света соединяются в десяти Сосудах и сливаются воедино. И получается, что, соединившись воедино, все ступени становятся равны: в Возвратном Свете Малхут будет равна по уровню с Кетером, поскольку, возвращаясь, Малхут становится Кетером; и так же Зеир Анпин будет равен с Хохмой, поскольку Зеир Анпин - это Хохма Возвратного Света; Хохма по уровню равна с Кетером, поскольку Кетер получает от неё Возвратный Свет так же, как Хохма получает от Кетера Прямой Свет. И как Зеир Анпин по уровню равен с Хохмой, а Хохма - с Кетером, получается, что и Зеир Анпин по уровню равен с Кетером. И пойми.
Из этого находим, что по той причине, что десять Сфирот Возвратного Света [вышли] из состояния Далет, все ступени, что в десяти Сфирот, [находятся] на равном с Кетером уровне.
5
И вот, снова скрылись (неэлму, «исчезли», «изошли») десять Сфирот Мира (олам) Акудим. И до́лжно понимать причину (сиба) их сокрытия («исхода», «исчезновения»). И вот, говорит Ари («рав»), что причина (таам, «смысл», «суть», досл. «вкус») в том, что, когда они возникли («вышли»), вышли они несовершенными (шлимим), и потому сокрылись («изошли») снова, дабы принять восполнение (ташлум, «компенсацию», «отложенный платёж») своё, как следует из сказанного выше
[7].
Однако, до́лжно понимать, что за нужда (хисарон, «нехватка», «потребность») [возникла] и что за обустройство (тикун) [было произведено], которого они достигли в результате этого исхода. И пишет здесь Ари, что нужда возникла (hая, «была») из-за того, что Кетер вышел только на уровне Нефеш, а инде он писал, что нужда возникла из-за того, что Свет Внутренний и Свет Окружающий вышли из одного отверстия (некев) и один с другим соударялись (как сказано [в «Древе Жизнии] в Чертоге «Адам Кадмон», Вратах 6, Вратах Акудим, в середине главы 1):
«А после пришли Вкусы (таамим) снизу, из-под Букв (отийот), и это те Света́, что вышли через Уста (пэ) Прачеловека (АК) изнутри вовне. И вот, здесь соединились Света́ предельным соединением, ведь выходят они только через одну Трубу (цино́р) <…> и так как Света Внутренние и Окружающие уже соединились воедино, отсюда и началось становление Сосудов <…> и потому пять Внутренних Светов и Окружающих Светов вышли связанными воедино, и потому зовутся «связанными», акудим, от слов: «и связал Йицхака»
[8] <…> и потому, когда выходят вместе, воедино связанные, из Уст вовне, друг в друга ударяют и сталкиваются друг с другом, и от их соударения рождаются АВАЙот Сосудов».
Пояснение: Света́ Уха (о́зен) и Носа (хо́тем) представляют собою Свет Внутренний, распространившийся через левые отверстия (некевим) Уха и Носа, а Свет Окружающий распространился через правые отверстия Уха и Носа, и потому они устояли и не исторглись, поскольку есть особый (меюхад) Сосуд для Света Внутреннего и особый Сосуд для Света Окружающего. Однако, для Светов [исходящих из] Уст есть только одно отверстие, и Свет Внутренний и Свет Окружающий находились («были») в одном Сосуде, и потому они друг с другом соударялись, и потому исторгся Свет, а Сосуды упали вниз, что означает: упали со своих высот, и плотность (авиют) их увеличилась сверх плотности их изначальной, и так соделались Сосуды, поскольку исторжение Света заканчивает и завершает [создание] Сосудов.
И чтобы хорошо понять, в чём суть [и назначение] этих двух отверстий, что в Ухе и что в Носу, одного отверстия в Устах Прачеловека, пяти [Светов] Внутренних и пяти Окружающих, а также соударения (битуш) и Сосудов, мне до́́лжно [разъяснить] тебе подробней, поскольку Ари говорит об этих понятиях весьма лаконично, особенно об Окружающих, и в разных комментариях, на первый взгляд, противоречит сам себе: то говорит он, что от Носа и выше было пять Внутренних Светов, КаХаБ ЗоН, и пять Светов Окружающих, КаХаБ ЗоН, однако, от Уст и ниже Окружающие Бины и ЗоН пресеклись, и осталось только два Окружающих, Кетер и Хохма и пять Внутренних, то говорит, что от Мира Некудим и ниже пресеклись Окружающие нижние, но что касается Светов из Уст, было всё ещё пять Светов Окружающих и пять Светов Внутренних, то говорит, что во всех АБЕА есть пять Внутренних и пять Окружающих. Есть и другие противоречия, подобно этим.
[1] Притч. (Мишлей) 4:21.
[2] там же,
[3] ленегдеха - «наравне», «вровень», «соответственно тебе». Слово из Быт. (Берешит) 33:12: «И сказал: отправляйся в путь и пойдем, и я пойду наравне с тобой». Комментарий Раши: «Окажу тебе эту услугу, продлив мое пребывание в пути, чтобы идти медленно, как нужно тебе».
[4] Иер. 31:38. В том же смысле - в 3 Цар. (Млахим 1) 7:23; 4 Цар. (Млахим 2) 21:13: 2 Пар. (Диврей) 4:2; Зах. 5:6.
[5] авиют на иврите - слово ж. р., но, используя его как термин, мы оставляем его без перевода и склоняем как слово м. р.
[6] неточная цитата из «Книги Созидания» (сефер ецира), глава 1, мишна 7. «Проистекает из» (науц бе-) досл. «воткнут, вонзён в». В исходном тексте: «воткнут конец (Сфирот) их в начало их, а начало их - в конец их».
[7] см. п. 4.
[8] Быт. (Берешит) 22:9.