Начало 36 (продолжение)
36.15) (107) И знай, что все те, которых мы описали, [происходят] от корня Каина, от названного выше второго состояния, и это только их нефеш. Руах же их и нешама были от другого корня, за исключением лишь Абайе, именуемого Нахмани, НаРаН которого были от второго состояния корня Каина. У всех же других от упомянутого корня была только нефеш, и они не обрели свой моах и нешаму, которые соответствевали бы их нефеш из корня Каина, как говорилось в предыдущих толкованиях, посколькуу вследствие греха Адама смешался руах от корня Адама с нефеш от корня Каина или Эвеля, и так же - наоборот, а руах от Эвеля - с нефеш от Каина, и наоборот.
36.19) (108) Пророк Йехезкель [происходит] из капли семени Адама [излитой] прежде, чем породил он Каина, сына своего, как я тебе поведал о сообщено тебе о Михе морештиянине и Нахуме элкошиянине
[1] - в этом и есть причина, почему в Ехезкеле
[2] постоянно говорится: «сын человеческий (бен адам)! Встань на ноги свои»
[3] - здесь кроется намёк на то, что он [происходит] от корня Каина, сына Адама (бен адам). И потому сказал Он: «встань на ноги свои». Об этом сказали мудрецы на стих «и сотрёт всех, что встанут» (Быт. (Берешит) 7:23. Традиционный перевод: " "И стёр всё сущее"), что в дни потопа Святой, благословен Он, подвесил Каина в текучести.
И вот, Ехезкель [происходит] от свойства «ноги» (раглаим) Каина, как будет разъяснено [ниже], а ноги устанавливают человека на ноги его, и [именно] об этом [сказано. «и сотрёт всех, что встанут» и далее, поскольку: «все, что встанут», это ноги, как разъясняктся в своем месте.
А то, что Каин был подвешен в зыбком состоянии из-за своего греха, так благодаря Ехезкелю он «затвердел» (нитхазак), и потому тот называется теперь Ехезкелем как признак крепости («словом твёрдым»), и сказано ему: «встань на ноги свои!», дабы он укрепился и, им благодаря, восстал.
36.21) (109) И вот, царь Хизкия является головой (рош) этого корня Каина. Дело в том, что, как уже упоминалось
[4], мудрецы сказали, что Каин в дни потопа был подвешен Святым, благословен Он, в зыбком состоянии, но обустроен был и «затвердел», воплотившись в Хизкию. И [имя] это Хизкия (חזקיה) [означает] «крепкий» (חז"ק, хазак), йуд-hей (י"ה), поскольку в нём укрепилось свойство «голова» (рош) корня Каина называемое йуд-hей, ибо оно является его «головой», в которой [пребывают] АвИ. А же Йешайя, сказав ему: «ибо ты умрешь и не будешь жить»
[5], полагал, что голова его, называемая йуд-hей (י"ה), ещё не обустроена. О том же - [в стихе] «сказал я, что не увижу Господа (י"ה)»
[6].
И получается, что Хизкия начал исправлять голову упомянутого корня, а в его имени скрыто указано на йуд-hей. Рав Машаршия тоже принял участие в устроении этой головы, и потому в его имени (משרשיה) есть буквы шин-рейш-шин (שר"ש, шореш, «корень») йуд-hей, а именем йуд-hей (י"ה) называется «голова», где корень Эвеля
[7]. И получается, что оба они, Хизкия и рав Машаршия [пребывают] в голове корня Каина. Пророком же Ехезкелем Каин укрепился в состоянии «ноги», и в этом тайна стиха: «сын человеческий! Встань на ноги свои» и далее.
36.24) (110) Также о Хевере-кейниянине учитель мой сказал, что в этом [имени] тайна стиха: «а Хевер-кейниянин отделился от Каина»
[8], поскольку Итро [происходит] от корня Каина, а Хевер-кейниянин был из потомков Итро, а значит тоже [происходит] от Каина и потому зовётся Хевером- кейниянином (הקיני), по имени Каина (קין). А так как в Каине перемешались добро со злом, но в Итро он был исправлен, «съедобное» (о́хель) было отобрано из «отходов» (псо́лет), добро отделено от зла, при этом зло осталось в клипот, а добро взял себе Итро, поэтому и сказано, что он «отделился от Каина».
36.25) А также о Шимшоне учитель мой сказал, что в этом тайна стиха: «и послал Господь (יְהוָה) Йерубаала и Бедана»
[9]. И сказали мудрецы, что Бедан (בדן) - это Шимшон, который [происходит] от Дана. И суть в том, что Шимшон - это воплощение Надава, сына Аарона-коэна, и назван Баданом потому, что это буквы [имени] “Надав (נדב)” в обратном порядке. И поскольку Надав умер, так и не пожелав взять жену, говоря: «дочери Исраэля нам не подходят», сказали мудрецы, то был Шимшон наказан за то, что путался с филистимлянками, рода запретного. А из-за того, что сыновья Аарона вошли [в Скинию] опьяненные вином, Шимшон стал назиром от чрева [матери своей], дабы исправить эти нарушения.
36.26) А об Элияhу, благословенной памяти, учитель мой сказал, что начальные буквы слов стиха: «если над насмешниками Он насмехается, то смиренным даёт благодать»
[10] ("ללצים "הוא "יליץ "ולעניים "יתן "חן "אם) скрыто указывают на то, что Элияhу жив (אליה"ו ח"י).
Суть в том, то, как сказали мудрецы, в книге Зоhар, в [разделе] «Верный пастырь» сказано, что учитель наш Моше был учителем всего Исраэля, а толмачём его был Аарон-коэн, как сказано в Писании: «он будет тебе устами»
[11], поскольку Моше говорил с трудом и был косноязычен. И когда в конце дней, в поколении Машиаха, придет Моше в гильгуле и будет обучать Исраэль Торе, тогда он тоже будет косноязычен, а толмачём его будет Элияhу, который жив и здравствует. И в этом тайна стиха «Пинхас, сын Эльазара, сына Аарона-коэна»
[12]. И об этом написано: «если над насмешниками Он насмехается», ибо, когда Моше понадобится толмач, вот, Элияу - жив, это он будет насмехаться [над насмешниками] и будет его толмачём.
36.28) (111) <…> начальные буквы [слов стиха] «Взгляни на Цион, город праздника нашего»7 (חזה ציון קרית מועדנו) в , - в гематрии 238, [как в имени] Рахель (רחל), что указывает на Рахель, Нукву ЗА. Она же «взгляни (חזה, хазе) на Цион, город праздника нашего», поскольку выходит из хазе (חזה) ЗА, как известно, и, дабы указать на это, «взгляни» написано на арамейском языке, хазе, (חזה), а не на святом языке , реэ (ראה) <…>
36.33) (112) По поводу рабби Акивы, сыне сынов Сисры, мы уже дали разъяснения выше , а теперь скажем подробней о нём само́м [Сисре].
Несомненно, стоит указать причину силы величия Сисры - такой, что звезды должны были спуститься с небес, с путей своих чтобы сразиться с ним. Дело в том, что Сисра - это клипа зла, питающаяся из Даат ЗА, и питается она от всех его свойств, то есть десяти АВАЙот - пяти хасадим и пяти гвурот, и в гематрии это 260 (ר"ס) [буквы] рейш-самех [имени] Сисра (סיסרא) - как известно, что все десять АВАЙот Даат ЗА пребывают в наполнении алеф, поскольку ЗА - это простая АВАЯ, в сумме 26, а в наполнении алеф - в гематрии 45, а 26 и 45 в гематрии 71 (סי"א), и это - буквы самэх-йуд-алеф [имени] Сисра (סיסרא) <…>
36.34) И вот, поскольку все, кто от корня Каина, суть со стороны пяти гвурот Имы, которая тоже называются гвурот, то за них цепляются клипот, и все искры этого корня спустились в глубины клипот в тайне «познания человека ночью» (הדעת של אדם בליעל), и это Сисра, тайна Даат. И также р. Акива, который от корня Каина, был в клипе, а затем вышел из неё и родился от сынов Сисры, как известно.
36.35) Также и рав Шмуэль бар Шилат, который, как известно, был из сыновей сынов злодея Амана - он тоже был находился в клипе Сисры, поскольку оба, Аман и Сисра - от одного истока, и оба - в клипе Даат. И известно, что рав Шмуэль бар Шилат был от корня Каина, и в этом тайна стиха: «звёзды сражались с путей своих ("הכוכבים "ממסלותם "נלחמו) - слова, начальные буквы которых [являются буквами имени] Аман - с Сисрой»
[13].
А поскольку Даат ЗА расщепился, и из него вышло свечение к Лее, находящейся в ахораим Даат и образующую «Далет» узла головного тфилина, соответствующего Есоду Имы, что внутри Даат ЗА, то хасадим выходят со стороны правого виска головы, а гвурот - из левого виска, и потому написано: «и ударила Сисру, поразила голову его, разбила и пронзила висок его»
[14], чем лишила Сисру власти, которая была у него за счёт подпитки из этого места. И потому это отмщение произошло через Йаэль, жену Хевера кенеянина, который был от корня Каина и находился в клипе Сисры. И, как я тебе уже поведал о воплощении Йаэли и её сущности, она была от того же корня Каина в тайне [слов] «отец мой из дома Али»
[15], где «отец мой» от (113) корня Каина. И вот, Йаэль и Али - оба суть одно, как нами разъясняется в своём месте.
36.36)
[16] Также по поводу десяти мучеников царства, рабби Акивы и его сотоварищей, слышал я от моего учителя, что они погибли ради святости Господа и потому удостоились подобрать и выявить все искры нешамот со всех ступеней, что ниже них, которые были переданы в глубины клипот, а с их помощью выходят и выявляются, и они их поднимают к святости для авосполнения исправления.
36.37) И есть ещё одна причина, и в том она, что до того времени была у нешамот сила выйти из клипот и подняться в виде МаНа в Малхут, а с этого времени и далее уже больше нет силы и возможности для этого действия, и потому они были обязаны погибнуть, дабы подняться наверх в виде МаНа и будут использованы там, на своём месте, как МаН к Малхут. И есть в этом ещё одна польза, поскольку, благодаря стоянию их, при ней наверху в виде МаНа, искры вселяют в нижних надежду на то, что те обретут исправление. И дело в том, что, как мы уже выяснили выше, эти десять представляют собой всю совокупность Исраэля, поскольку вот, они суть десять колен и десять капель семени, что вышли из Йосефа-праведника, как разъяснено в предыдущих главах.
[1] пророки Миха (Михей) и Нахум (Наум), см. ШП, Ехезкель, знак (симан) 20, с. 239, со слов «И, как я тебе уже поведал» (пп.10-12).
[2] то есть в книге пророка Ехезкеля.
[3] Иез. (Ехезкель) 2:1.
[4] см. Начало 32.
[5] Ис. (Йешайя) 38:1.
[6] там же, 38:11
[7] или «пара» (hевель), возвратного света (ор хозер). Однако в исходном тексте сделана сноска, в которой указано: «следует читать не «корень Эвеля» (הבל), а «корень всего (הכל, hа-коль)».
[8] Суд. (Шофтим) 4:11.
[9] 1 Цар. (Шмуэль 1) 12:11.
[10] Притч. (Мишлей) 3:34.
[11] Исх. (Шмот) 4:16.
[12] Числ. (Бемидбар) 25:11.
[13] Суд. (Шофтим) 5:20.
[14] там же, 5:26
[15] Рош hа-шана, 18-А
[16] см.ЭцХ, ч. 1, Врата «Общие принципы», гл. 1, Врата «Разбиение сосудов, гл. 5, ч. 2, Врата «МаН и МаД», гл. 1, Врата «Клипа нога», гл. 6 и 7.