Древо жизни
10) И это [объясняется] просто: свет более возвышенный поднялся наверх, а то состояние, что хуже, то есть искры, оставшиеся внутри сосудов - это абсолютные суды, как мы выяснили. Поэтому сначала рассмотрим света́ и ступени согласно их порядку сверху вниз.
Паним Меирот
10) Свет более возвышенный поднялся наверх, а то состояние, что хуже, то есть искры, оставшиеся и далее. Выше, в Ветви 7, Ари говорит, что четвёртый свет, то есть искры, упавшие внутрь сосудов, «хуже» света решимо (подробные разъяснения см. там же в ПМр, в разъяснении четвёртого света, называемого искрами). И сказано, что это абсолютные суды (динин гмурим). И пойми.
20)
[1] Итак, известно, что все света́ Ацилута представляют собой АВАЙот. Известно также, что четыре бхины [имени]АВАЯ суть
- либо АВАЯ с наполнением йудин, и это АБ (72) - вот так:
יו״ד ה״י וי״ו ה״י (20 + 15 + 22 + 15)
- либо АВАЯ де-СаГ (63) - вот так:
יו״ד ה״י וא״ו ה״י (20 + 15 + 13 + 15)
- либо АВАЯ де-МА (45) - вот так:
יו״ד ה״א וא״ו ה״א (20 + 6 + 13 + 6)
- либо АВАЯ де-БоН (52) - вот так:
יו״ד ה״ה ו״ו ה״ה (20 + 10 + 12 + 10)
30) А теперь разъясним категорию (бхина) АВАЯ де-АБ, и из этого станут понятны остальные АВАЙот. Итак, очевидно, что корнем и сущностной основой (икар) светов являются сами (пшутим, «простые») четыре буквы АВАЯ без наполнений. Они и являются сутью (ацмут) света. Однако это только сами буквы в своём начертании («в своих формах»), но есть и другая категория - это их числовое значение (миспар) и исчисление [суммы] (хешбон). Таким образом, к примеру, если говорить о четырёх буквах АВАЯ, их исчисление будет 26 (כ״ו, КО, 20 + 6). И нет сомнений в том, что сама форма букв больше относится к корню и сущностной основа света - больше, чем их числовое значение и исчисление. И вот, всё это относится к паним, но есть в них также и ахораим светов, в которых тоже имеются те же две категории: форма букв как таковых и их числовое значение.
Паним Меирот
30) Корнем и сущностной основой (икар) светов являются четыре простые (пшутим) буквы АВАЯ без наполнений. Знай, что первая (534) рош каждого парцуфа называется корнем парцуфа - по той причине, что там раскрылись ещё не сосуды, но только лишь корни сосудов, как Ари говорит выше (см. Ветвь 5, п. 10): «и когда взглянул Маациль и увидел нефеш, называемую «эт», тогда вышли корни сосудов <…> что сосуды для тела, то есть ЗаТ, в этом ви́дении пока ещё не было сил дотянуться до нефеш, соприкоснуться с самой нефеш. И посредством второго взгляда (hистаклут) снизу вверх свет возвращался, облачая семь нижних». Из этого ты видишь, что, когда десять сфирот выходят посредством первого взгляда в качестве первой нефеш, которая соделалась из «пара [изо] рта» (hевель hа-пэ), тогда выходят только корни сосудов, а завершается [формирование] сосудов только после того, как общая нефеш в пэ, называемая Малхут рош, снова распространяется в саму себя до нефеш де-нефеш, то есть до Малхут де-Малхут, называемую «пупом» (табур). И в результате этого второго «взгляда», то есть второго ударного зивуга, выходят сами сосуды.
И смысл этих слов подробно разъясняется там же, в ПМс к Ветвям 3 и 4. Сущностная основа сосудов [зависит] от авиюта, что в экране и Малхут, а поскольку экран рош находится под девятью первыми сфирот, то его авиют не мог подняться над своим источником - оттуда он только начинается. И потому, хотя ОХ поднялся и облачил все десять сфирот, что в рош, всё же он не имеет собственного имени, что означало бы, что там проявлены сосуды, и потому до́лжно было той Малхут, что в рош, ещё распространиться «в саму себя» (мине у-бе) четырьмя фазами ОЯ до ударного зивуга на последнюю свою бхину, то есть Малхут де-Малхут, называемую табур. И теперь, когда ОХ поднялся и облачил десять сфирот ОЯ, завершилось формирование сосудов, поскольку все десять сфирот ОЯ являются распространением корневой Малхут, что в пэ де-рош, которая [теперь] находится над ними, поэтому и авиют, в котором нуждаются сосуды, выходит и проявляется в этих десяти сфирот. И хорошо пойми.
И сказано: «корнем и сущностной основой (икар) светов являются четыре простые (пшутим) буквы АВАЯ без наполнений. Они и являются сутью (ацмут) света». Десять рош ОЯ и ОХ от первого истаклута являются сутью (ацмут) света, и сосуды в них не проявлены, поскольку экран и авиют, имеющийся там, находятся ниже всех этих сфирот. И потому они определяются только как четыре простые буквы АВАЯ. В предыдущих Ветвях мы уже разъяснили, что четыре буквы АВАЯ указывают на единство четырёх бхинот, известных как десять сфирот прямого света (см. выше, в словах Ари в Ветви 4, п. 5). А что до десяти сфирот ОХ, поднимающихся от экрана в результате зивуга с ОЯ, на все их вместе указывают наполнения каждой из четырёх букв АВАЯ (см. с. 307, в ПМс, со слов: «Из этого узнаешь» и далее). И потому в «головах» (рошим) ступеней наполнения проявлены только как сами простые буквы АВАЯ, которые суть десять сфирот ОЯ, в то время как наполнения, то есть ОХ, в десяти сфирот рош не проявлены. Таким образом, хорошо разъяснено, что в рош каждой ступени, называемой Кетером данной ступени, на [все] десять сфирот рош указывают только четыре простые буквы Йуд-hЕй Вав-hЕй (י״הו״ה) без их наполнений.
Однако это только сами буквы в своём начертании <…> но есть и другая категория <…> их числовое значение (миспар) и исчисление [суммы] (хешбон). Как известно, Ари во многих местах говорит, что «исчисление» [суммы] (хешбон) - это Малхут данной ступени, и из этого поймёшь, что две названные категории, а именно: [а] форма самих четырёх букв АВАЯ и [б] их исчисление, то есть (535) гематрия Имени, 26 (כ״ו, КО) - это десять сфирот рош, называемой Кетер. Однако на суть (ацмут) сфирот рош, то есть девять первых сфирот, указывают сами четыре буквы АВАЯ, а на Малхут рош, то есть её экран, в котором она сочетается в зивуге с девятью первыми и поднимает десять сфирот ОХ, указывает исчисление [суммы] четырёх букв, что в гематрии [составляет] 26. И знай, что две эти категории относятся ко всем ступеням АСМаБ
[2] - как в свете паним, так и в свете ахораим, которые в обязательном порядке имеются на каждой ступени: [1] суть (эцем) сфирот, то есть четыре фазы ОЯ, и [2] экран, что в Малхут, который поднимает ОХ при зивуге с ОЯ. И само собой разумеется, что там есть суть сфирот в форме букв Имени, что на этой ступени, и есть Малхут этой ступени в исчислении [суммы] букв этого Имени. И помни на всём протяжении этих разъяснений.
Есть в них также и ахораим светов, в которых тоже имеются те же две категории. Что собою представляют ахораим светов, мы уже выяснили выше (см. ПМр, Ветвь 31, пп. 1-4), в разъяснении первого света таамим и второго света, определяемого как свет ахораим некудот. И оттуда поймёшь, что две первых бхины, а именно: сами буквы и их числовое значение, рассмотренные выше в свете паним, обе являются первым светом таамим, то есть до того, как в парцуфе начинается высветление/истончение экрана и уменьшение уровня, как написано там. А вторая бхина - суть букв и их числовое значение, определяемые здесь как ахораим светов, это второй свет, определяемый как свет ахораим некудот, то есть те света приходят от уменьшения уровня в силу высветления экрана.
Также следует понимать различие между ними: первый свет, таамим, называемый здесь светом паним - это один уровень десяти сфирот, то есть тех, которые изъявлены и приходят в первом зивуге с Малхут. Второй же свет, называемый свет ахораим некудот, определяемый здесь как ахораим светов, всегда включает в себя четыре уровня десяти сфирот, то есть, что они изъявлены и приходят в четырёх зивугах в силу четырёх стадий высветления, происходящих в экране. И запомни это.
40) А также есть другая категория, а именно - четыре буквы Имени, когда они в наполнении, и тогда они являются судами, поскольку «наполнение» в гематрии «элоhим». А кроме того, сами четыре буквы - это корень АВАЯ, а их наполнение - это разъяснение АВАЯ и выход их светов вовне.
Паним Меирот
40) Другая категория, а именно - четыре буквы Имени, когда они в наполнении, и тогда они являются судами и далее. Как уже мы выяснили выше, (см. п. 30), все десять сфирот ОЯ, что на каждой ступени и во всяком месте, определяются вместе какими-либо из четырёх букв Йуд-hЕй Вав-hЕй: ГаР - [буквами] Йуд-hЕй, а ЗаТ - [буквами] Вав-hЕй, как известно. А десять сфирот ОХ на каждой ступени определяются только как наполнения этих четырёх букв, которые используются только при произнесении вслух (досл. «устами»), то есть Вав-Далет, что в Йуд, Йуд, что в hЕй-Йуд, Алеф-Вав, что в Вав, и т. д.
И сказано: четыре буквы Имени, когда они в наполнении, и тогда они являются судами, поскольку «наполнение» в гематрии «элоhим»
[3]. Малхут называется именем «Элоhим», что указывает на суд, [возникший] в результате («от силы») Первого сокращения, которое произошло в точке Малхут, вследствие чего она находится под силой, удерживающей высший свет, дабы она не передавала от себя и ниже, и потому эти свойства определяются как «плотность» (авиют) и «жёсткость» (кашъют), и это означает, что высший свет не проходит ниже места её существования (мециут) и из-за этого определяется как экран, сочетающийся в зивуге с высшим светом в виде ударного зивуга, поднимающего 10 сфирот ОХ, (536) как разъяснено выше, в словах Ари в Ветви 4), и эту тему мы уже разъяснили достаточно подробно.
И потому также и 10 сфирот ОХ, исходящие и поднимающиеся от этой Малхут и облачающие 10 сфирот ОЯ, определяются также как авиют и дин, поскольку корень их - эта Малхут. Однако, что касается десяти сфирот рош, экран там находится под десятью сфирот ОЯ, и потому её авиют и дин не могут подняться выше источника её существования. Соответственно определяется, что во всякой рош нет сосудов, но есть только корни сосудов. И потому она называется только четырьмя простыми буквами Имени, но не в наполнении. Однако 10 сфирот второго взгляда (hистаклут), которые нисходят от Малхут рош вниз, уже определяются как имеющие весь авиют и дин в своих 10 сфирот ОХ, которые нисходят к ним от Малхут рош, которая стоит над ними. И потому те 10 сфирот, что ниже пэ, определяются на каждой ступени как завершённые сосуды, и на это есть намёк в четырёх буквах АВАЯ в наполнении, и это указывает на то, что в них есть суды.
А кроме того, сами четыре буквы - это корень АВАЯ, а их наполнение - это разъяснение АВАЯ и далее. То есть, как разъяснено выше, на 10 сфирот ОЯ, то есть суть и корень данной ступени, указывают только четыре простые буквы без наполнения, а их наполнения указывают только на 10 сфирот ОХ, облачённые на 10 сфирот ОЯ. И знаешь ты уже из сказанного Ари выше см. Ветвь 4, п. 8), что в четырёх стадиях ОЯ нет никакого различия между мирами и между ступенями, и нет сфиры и парцуфа от рош мира Ацилут до соф мира Асия, в которых не было бы 10 сфирот ОЯ, то есть четырёх простых букв АВАЯ, а все различия между ступенями определяются исключительно различием в экранах, что между ступенями, то есть в уровне 10 сфирот ОХ, поднимающегося от экрана (см. там же в ПМас и в ПМр).
И сказано: а их наполнение - это разъяснение АВАЯ и выход их светов вовне. Разъяснение и отличие каждой АВАЯ, будь то в Ацилуте или в БЕА раскрывается только в буквах, наполняющих данную АВАЯ, то есть согласно мере уровня ОХ, поднимающегося от экрана.
И потому наполнение является «разъяснением» АВАЯ и выходом их светов вовне, то есть четырёх ступеней АСМаБ, которые выходят из каждой буквы Имени АВАЯ, как пишет Ари в «Древе жизни» (Врата 1, Ветвь 5): «все 10 сфирот, из которых состоит каждый мир, все они, в единой совокупности, представляют собой одну АВАЯ - во всяком месте, как в общем, так и в частном, и из каждой из этих букв выходит своя («одна») АВАЯ <…> то есть из каждой буквы имени АВАЯ выходит одно имя АВАЯ, и различаются они между собой только способом их наполнения, и их порядок таков, что в Йуд <…> есть АВАЯ в наполнении АБ, из hЕй выходит АВАЯ в наполнении СаГ, из Вав выходит АВАЯ в наполнении МА, а из нижней hЕй выходит АВАЯ в наполнении БоН». Итак, ты видишь что выход светов вовне происходит исключительно согласно четырём наполнениям: АБ, СаГ, МА и БоН, которые разделяются вовсе не на 10 сфирот ОЯ, но только на 10 сфирот ОХ, кгв в словах Ари, и различаются они исключительно способом их наполнения (см. в ПМас на с. 169, со слова «Пояснение»), и хорошо пойми и запомни, что это - преддверие (досл. «дом врат») к пониманию всех частных аспектов этой мудрости [каббалы].
50) И так же - с наполнениями: есть в них сами буквы и их числовое значение, и так далее, бесконечное множество состояний наполнения и наполнения наполнения, бесконечно.
[1] БС нумерует пункты буквами еврейского алфавита: алеф, бет, гимель … йуд, каф, ламед и т. д., числовое значение которых 1, 2, 3 ,… 10, 20, 30 и т. д.
[2] АБ, СаГ, МА, БоН.
[3] не совсем понятно: «наполнение», милуй (מילוי) в гематрии 96, а Элоhим (אלהים) - 86. Возможно, имеется в виду написание милуй без буквы Йуд.