Выпускники отлично проучились 10 лет, настроились на выпускной и вдруг - добро пожаловать в реальную жизнь - каждый четвертый завалил ЕГЭ по математике. А что, мне такой ЕГЭ начинает нравиться - похоже, он все же показывает школы, где чему-то еще учат и те где школьники просто проводят время.
38000 двоек по русскому языку и 120000 двоек по математике - откуда такой разрыв? После ЕГЭ по русскому языку по ЖЖ ходил тест на знание русского языка, представить такой тест по математике достаточно сложно.
С русским языком все просто - в русском языке можно много чего угадать, почувствовать неправильность, вспомнить какие-то правила, да и просто русским языком приходиться пользоваться каждый день - троечка может быть и сама собой наберется, тем более, если знаниями периодически пользуешься - они и забываются гораздо медленнее.
Математика - предмет совершенно бесполезный в жизни.
Что там учили год, а то и 2-3 года назад - вспомнить без дополнительной подготовки нереально. А через десяток лет вспомнить, какая там производная от sin(x) и тем более, с каким знаком - совсем нереально.
Лично для меня математика - единственный школьный предмет, который мне сильно испортил жизнь во время учебы в институте. Вообще-то у меня была 5 по математике в школе. Первым звоночком было то, что на вступительном экзамене математику я сдал на 4. При этом вступительные задания в институте были по темам школьной программы, но сложнее и вряд ли бы я достиг того же результата без года занятий у репетитора и подготовительных курсов. Ну и в первом же семестре института математику, т.е. алгебру, я сдал на тройку с третьей попытки.
А все почему? Потому что совершенно неадекватно оценивал предмет. Вся фишка школьной математики в том, что в ней совершенно не нужно думать. Школьная математика учит типичным формулам и типовым заданиям. Тот, кто никогда не готовился к тому, что для поступления в институт будет сдавать математику - имеет совсем не много шансов сдать математику по институтской вступительной программе. ЕГЭ по математике построен по такому же институтскому принципу, даже если не считать того, что часть С несколько выходит из рамок школьной программы и далеко не все школьные учителя математики с ней справляются. ЕГЭ по математике это же в чистом виде стресс-тест 26 заданий за 240 минут с захватом всего курса алгебры и геометрии за 10-11 класс и частично за более ранние годы. Какая еще контрольная в школе длится 4 часа без перерывов?
Вот как это происходило несколько лет назад во время первых экспериментов:
«Хронометраж показывает, что даже у сильных школьников на выполнение первых двух частей уходит около двух с половиной часов, а у учителей - полтора-два часа. За оставшиеся полтора часа решить сложные задания группы С нереально - на аналогичные задания на вступительных экзаменах дается четыре-пять часов, - полагает Иван Ященко, завкафедрой математики МИОО. - По существующей форме экзамен проводить нельзя: нужно убрать из теста всю группу А, чтобы дети не тратили время на задачи с выбором ответа (ведь ответ можно просто угадать, и тогда вероятность получить «тройку» равна 36%), и увеличить время на выполнение заданий».
С аналогичным предложением уже выступила глава столичного департамента образования Любовь Кезина, которая призвала Министерство образования сократить количество заданий как минимум в два раза и ликвидировать задания с выбором ответа. Судя по всему? с тех пор так ничего так и не изменилось. В том, что в таких условиях четверть выпускников не смогла получить тройку на ЕГЭ по математике нет ничего удивительного. Школьная математика к таким жестким условиям не готовит.
Сейчас грозятся закрыть особо неуспевающие школы, что маловероятно - школ в стране и так не столь много, как хотелось бы, а с кадрами для них и того хуже. Поэтому, скорее всего повышать успеваемость по математике будут путем ее упрощении - сокращать часы, адаптировать программы и т.д. - делать ее столь же ненужным предметом, как литература, а литература с отменой экзаменов - это такой факультативный предмет типа ОБЖ.
Ну и для того, чтобы было понятней о чем идет речь -
вот пример ЕГЭ по математике. Мы все это учили - можно попробовать это решить.