Apr 18, 2022 14:42
"Forbidden Planet" (1956). Посмотрели в переводе, т.к. оригинал сразу не нашел. Ничего, и так нормально.
Великолепная ебанина. Не в курсе, что там за Шекспир, на которого все ссылаются (так-то можно что угодно объявить потыренным из старика Вилли, он много чего написал). Вообще-то тут у нас Жюль Верн здорового человека, с Буссенаром и прочими Стивенсонами.
Если не обращать внимания на антураж, то фабула не нова. Королевский 8-пушечный шлюп "Бороздящий" приплывает на остров Табор, чтобы посмотреть, а что стало с командой шлюпа "Трусоватый" (десяток учёных, десяток матросов), приплывшей сюда 20 лет назад. Из кустов в сторону причалившего шлюпа несутся ругательства - доцент филфака Морбиус заявляет, что он единственный уцелел после крушения "Трусоватого", и совершенно не желает общаться.
Молодцеватый капитан (первая роль Лесли Нильсена - тут он капитан Кирк здорового человека, а не вот это вот всё, чем он стал к старости) не может отступить - у него Задание. Делать нечего - капитан с двумя офицерами жрёт на фазенде у Морбиуса деликатесы и знакомится с его дочерью Алтеей (первая миниюбка в Голливуде! Испания посмотрела ляжки Энн Фрэнсис только в конце 60-х, до того подобное бесстыдство категорически запрещалось франкистами) и домашним негром роботом Робби (мужика в резиновом костюме уволили нахрен после того, как он чуть не сломал сложный и дорогой костюм после пяти послеобеденных мартини - пить надо умеренно!). И даже Нильсен способен понять, что тут явно какая-то Тайна - Морбиус что-то темнит; робот слишком универсален для обычного полотёра (кстати, робота проектировал мужик, который в свободное от Голливуда время рисовал стиральные машины для завода, потому нижние обводы Робби будут смутно знакомы любой американской домохозяйке); а у дочери свои планы - преисполненная любви ко всему сущему, она тем не менее хочет научиться тому виду "любви", который привезли с собой 20 моряков после годового воздержания...
Короче, это реально Буссенар - военные моряки, кок-пьяница, прекрасная дочь старого вождя, нечеловечески сильный услужливый негр, тайное чудовище в зарослях... в конце сценаристы сыпанули хорошую порцию из брошюры "всё, что может узнать американский клерк о Фрейде за 20 минут", но это только добавляет трэша и угара. Шуток всыпано добре, и даже если некоторые из них с тех пор использованы ещё 100500 раз, то что с того? Космический антураж тут в общем довольно необязателен, но добавляет шарма. Спецэффекты, кстати, на очень высоком для этого времени уровне - фильм стал первой многобюджеткой в жанре Sci-Fi и протоптал дорогу другим представителям жанра. Музыки, кроме завываний в стиле "Артемьев нажрался в говно", фактически нет, и слава богу - оркестровая муть только испортила бы картинку.
Отличное кино, короче. Если хочется узнать, откуда есть пошёл Стар Трек, на что намекает Футурама, и вообще понять, что такое американская сай-фай - то смотреть обязательно. Не хочется узнавать? Тоже не проблема, имеем хорошую старую комедию с довольно современным монтажом, милым сексизмом и бабой в довольно смелом для тех времён костюме. Как сказала В., "в свои 8 лет я бы убила за такой фильм". Ну да, у нас вместо этого была "Гостия из будущаго". Бедные мы, несчастные.
Примерно 9 из 10, особенно если учитывать все заслуги этой добротной фильмы.
P.S. на афише робот несёт бабу в стиле "я спасу/украду тебя, красавица", но в фильме этой сцены нет. Сознательный обман трудового населения солидно увеличил кассу, а возбужденный увиденным зритель уже не стал придираться после просмотра. Врать тоже надо умеючи!
*
А потом посмотрели половинку АССЫ и спать легли (конец там довольно грустный, да и поздно уже было).
Имею только одно замечание - хвоста крутит у нас Алика, но валить надо молодого дурака, которого девка могла отшить просто за 2 минуты. Интересно, это сознательное решение в стиле "все бабы - бляди, от них всё зло", или так само получилось, в рамках главы учебника сценарного мастерства "конфликт молодого и старого не должен быть порушен пошлым рацио"?
А так, конечно, тоже вполне фантастика. "Африка" тут у нас типичное мэри-сью - молодой придурок играет на недосягаемом для почти любого тогдашнего совкового "рокера" уровне, визионерствует и вообще непонятно что забыл в этой дыре. Если начинать приглядываться к этому трикстеру, то он исчезает просто на глазах. К счастью, Соловьеву удалось сохранить немного того "духа времени", чем в основном этот фильм и остается ценен. По этому поводу немного поспорили с В. - я утверждал, что в кино показана империя рушащаяся, и это может быть не так плохо; собственно, поздний совок ею и был, и в руинах (кочегарки и прочее) народ вполне себе жил годами, не особо утруждаясь. А вот империя гниющая - это отдельный разговор.
синема