Jan 15, 2012 23:59
В последние годы традиционно первый политический доклад в стране на Старый Новый год делает академик Примаков. Это происходит на заседаниях «Меркурий - клуба» в Международном торговом центре. В этом году к докладу Примакова было особо повышенное внимание (см. текст доклада в «Российской газете» от 16 января). И это понятно. После митингов на Болотной и Сахарова многим хотелось знать мнение старейшины нашей политической жизни, прежде всего, о внутриполитической ситуации в стране.
Евгений Максимович не удивил своим главным выводом о том, что для сегодняшней России кандидатура Путина как кандидата в президенты, по его глубокому убеждению, является оптимальной и предпочтительной. Условиях, при которых эта оптимальность и предпочтительность будет раскрыта, заслуживает отдельного анализа. Остановлюсь на положениях доклада, которые показались мне особенно интересными и дискуссионными. Примаков прямо поставил вопрос о новой индустриализации страны. Причем эта индустриализация может быть осуществлена только при разработке и осуществлении новой экономической модели. Если речь идет о принципиально новой модели, значит старую надо признать негодной? И Примаков, по всей видимости так и считает. Ведь он заявил в докладе о том, что «нужно решительно выкорчевать те пережитки 90 - х годов, которые проросли и в сегодняшнюю Россию». Попробуем разобраться в этих призывах.
Под старой экономической моделью, которая оказалась негодной, видимо надо понимать ельцинско - гайдаровско - чубайсковско - путинско - медведевскую модель? Но какие существуют признаки, что кто - то будет от этой модели отказываться? Нынешнюю политическую и экономическую власть - элиту эта модель вполне устраивает. Решительный отказ от этой модели - это, извините, революция! Пойдет ли Путин на такую революцию сверху вместе с будущим премьером Медведевым? Это весьма проблематичный вопрос.
Тем более, что Примаков предлагает Путину сделать серьезный политический крен влево, потеснить в политическом пространстве «Единую Россию» и создать мощную левоцентристскую коалицию из КПРФ, «Справедливой России» и других левых сил. Но реализация этого предложения предполагает отказ от концептуальных положений Путина о роли правящей партии в виде «Единой России». А, значит, и отказ от лидерства в этой партии! Фактически Примаков предлагает Путину после выборов стать не лидером одной из партий, а «отцом нации», встав над партиями. Сделать своеобразные парламентские качели из правоцентристов и левоцентристов. Это - тоже революционный для Путина подход.
Теперь поразмышляем о том, что означает выкорчевывание пережитков 90 - х годов. Видимо здесь предусматриваются и кадровые, и организационные, и идеологические вопросы. Последние, прежде всего, касаются взаимоотношения государства и экономики. Нынешняя экономическая элита (за редким исключением) - это приверженцы радикал - либеральных , монетаристских экономических воззрений. Они составляют ядро экономических блоков и в правительстве, и в администрации президента. Отказ от неолиберализма в экономическом развитии России - это, в свою очередь, глубокая кадровая перетряска этих блоков. Пойдет ли Путин на такую перетряску? И если да, то где он будет брать кадры «государственников», о которых мечтает Примаков? Когда Примаков был премьером, то «в рабочем состоянии» были еще советские управленцы. Но с той поры прошло немало лет. Новых кадров такого уровня не видно.
Упомянув о выкорчевывании пережитков 90 - х годов, Примаков сразу вспомнил в докладе о лондонском процессе между Березовским и Абрамовичем, о «крышах», о «Сибнефте». В общем, о всем вале гадостей криминальной экономической революции 90 - х годов. Но как здесь поведет себя Путин после выборов? От Березовского он уже избавился. Будет ли он избавляться от Абрамовича? Если да, то каким способом - мягким (даст ему возможность остаться за границей), или жестким (как было с Ходорковским)? И что станет с «Сибнефтью»? Ведь в докладе Примакова прямо сказано, что омский нефтеперерабатывающий завод и месторождение «Ноябрьскнефтегаз» были захвачены Березовским и Абрамовичем мошенническим путем, и кроме того, оба , скорее всего, длительное время уклонялись от уплаты налогов. Будут ли возбуждены по этим фактам уголовные дела? Признают ли приватизацию объектов «Сибнефти» противоправной? Также как и многих других таких же многомиллиардных объектов в стране?
Не мог Примаков в своем докладе не коснуться вопросов коррупции. Как и многие специалисты в области борьбы с этим явлением он ставит вопрос о необходимости контроля не только за доходами чиновников, но и, главным образом, за их расходами. Кроме того, Примаков настойчиво требует реализовать в российском законодательстве статью 20 Конвенции ООН против коррупции, которая предусматривает введение ответственности за «незаконное обогащение» - когда расходы не совпадают с доходами. Но пойдет ли Путин на такие законодательные решения? Совсем недавно наша правящая элита и слушать не хотела о подобных законодательных новациях. В начале прошлого года Путин дал поручение соответствующим структурам правительства подготовить проект закона о контроле за расходами к апрелю того же года . Но никто такой проект в правительстве так и не разработал (урезанные проекты, подготовленные в депутатами Думы - нельзя считать адекватными ситуации). Почему мы должны ждать его появления после выборов?
Примаков поддержал кандидатуру Путина на пост президента. Но реализует ли Путин ожидания Примакова?
политика,
Примаков,
власть,
Путин,
события