Контроля за расходами в стране опять не будет?

Nov 20, 2011 23:13

Президент Дмитрий Медведев признал нецелесообразным вводить контроль за расходами в стране. Но без этого вся борьба с коррупцией, организованной и экономической преступностью вновь не будет иметь важных правовых инструментов. Нетрудно понять, что если чиновник способен приобрести в собственность (на себя, родственников, подставных лиц) особняк ценой в 10 млн. долларов, имея годовой доход 2-3 млн. рублей, то его принадлежность к касте коррупционеров вряд ли вызывает сомнение.

Такое заявление Медведева вызывает удивление. Ведь премьер Владимир Путин 20 апреля текущего года поручал своему заместителю Вячеславу Володину подготовить законопроект о введении декларирования расходов чиновников и депутатов. Значит теперь такого законопроекта не будет?

Чудеса вокруг закона о контроле над расходами уже случались в новейшей истории России. Напомним, что в июле 1998 года подобный закон в России был принят первым президентом России Борисом Ельциным. Он назывался: «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходами». Но ровно через год в июле 1999 года этот закон был Ельциным отменен. Каких-то внятных объяснений его отмены никто не дал. Хотя сам закон был весьма добротный и соответствовал международным стандартам. В нем к крупным расходам относилось приобретение: а) недвижимого имущества; б) воздушных судов, морских судов и судов внутреннего плавания, наземных транспортных средств; в) акций, долей участия в уставных капиталах хозяйственных организаций, государственных и муниципальных ценных бумаг, а также сберегательных сертификатов; г) культурных ценностей; д) золота в слитках.

Согласно отмененному закону лица и организации, осуществляющие регистрацию(приобретение) указанного имущества и регистрацию сделок с ценными бумагами, обязаны были в течение 15 дней с даты регистрации или нотариального удостоверения в письменной форме сообщить о совершенных физическими лицами сделках в налоговый орган по месту их жительства.

В свою очередь, налоговый орган по получении специальной декларации обязан был зарегистрировать ее и в месячный срок проверить достоверность заявленных в ней сведений о средствах, имевшихся у физического лица.

При обнаружении фактов занижения суммы доходов и (или) неуплаты с таких доходов налогов, неполной их уплаты, а также представления фиктивных документов соответствующее физическое лицо могло быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

По существу, отмененный закон содержал мощные антикоррупционные и антимафиозные положения!

В последующем отменен был не только этот закон. Уже при новом Президенте России Владимире Путине в июле 2003 года была отменена даже «мягкая» форма налогового контроля за крупными расходами физических лиц. Хотя эта «мягкая» форма контроля уже не предусматривала уголовной ответственности, да и бремя доказывания законности сделки лежало не на лице, которое осуществляло крупные расходы, а на налоговом органе. В пункте 10 статьи 31 Налогового кодекса налоговикам оставили скромное, ничем не обеспеченное право «контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам». Но и это положение было также отменено в 2006 году.

Думаю, что ликвидация госконтроля за расходами способствовало еще более бурному росту нашей доморощенной коррупции, экономической и организованной преступности. Именно в нулевые годы, даже в период глобального финансового кризиса , скупка фантастически дорогой недвижимости и в стране, и за рубежом приобрела характер паранойи.

В одном Лондоне количество наших соотечественников, получивших вид на жительство, в 2008-2010 годах, по данным британской налоговой службы, увеличилось с 200 тыс. до 300 тыс. человек. Богатые россияне занимают первое место в списке иностранцев, инвестирующих в приобретение дорогого жилья в столице Великобритании. Значительная масса покупателей из России приобретают жилье в ценовом диапазоне 5-10 млн. фунтов.

Как криминолог, могу совершено безапелляционно заявить, что подавляющую долю в указанных и иных неконтролируемых расходах составляют деньги, полученные в результате теневых и «серых» схем, в каждой из которых присутствует коррупционная составляющая. Даже по официальным данным Росстата в период активной скупки собственности за рубежом объем теневой экономики составлял 25 процентов от ВВП. Это по официальным данным. А по данным многих выборочных исследований - 40-50 процентов.

Отсутствие контроля за расходами не позволит реализовать в российском законодательстве положения статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. Она требует ввести правовую ответственность за «незаконное обогащение» - когда выявленные расходы превышают легальные доходы. Кстати, ратификация данной конвенции была сделана с оговоркой, что Россия не собирается выполнять положения статьи 20-й. Все ждали, что данная «оплошность» будет исправлена. Теперь этого ждать не приходится.

РФ, общество, деньги, законы, события

Previous post Next post
Up