Начало здесь Упихав экспедицию и ее драгоценный скарб в отмытый и ухоженный красненький автобус, я кинулся в извинения за причиненные таможней неудобства. И вдруг выяснилось, что экспедиция извинений не принимает, потому что вместо этого приносит всяческие благодарности. Ибо в прошлый раз (а прошлый раз пришелся на Шереметьево) их оборудование вообще не прошло таможню и уехало, не солоно хлебавши, в родную неметчину…
Но раздуться от гордости за себя я не успел. Поскольку режиссер Кай спросил, где он сегодня может поменять три тыщи евров кеша на русские рубли. Я вздрогнул. В девять часов вечера в Хабаровске найти банк, который не просто работает, но в котором работает обмен валюты… И я пожалел о том, что хабаровские таможенники не проходили курсы повышения квалификации в Шереметьево. Оставалась надежда на гостиницу «Интурист», в которую собственно мы и едем. Но строгая тётенька за стойкой регистрации убила эту мою надежду в зародыше. «А зачем тут обмен валюты? - удивилась она, - давно уже не держим. Вон, банкоматы стоят, аж четыре штуки. Сувай карточку - и получай рубли!»
Уговарить германца, УЖЕ обналичившего три тыщи евров, которые сейчас греются в его штанах, снять со счета через банкомат ЕЩЕ три тыщи евров… Миссия показалась мне настолько невыполнимой, что я и пробовать не стал. Решил, что утро вечера мудрёнее - и, разогнав немцев по полулюксам, отправился пить вечерний коньяк.
Морозным тридцатиградусным утром, уже в восемь утра мы стучались в двери грузового склада. Зачем? - спросите вы. А затем, что процедура регистрации двухсот сорока кило цейсовской оптики и японских видеомикросхем для погрузки в вертолет - по оценкам специально уполномоченных людей авиакомпании - никак не может занять менее двух часов. А взлет борта мы заказали на десять.
Но огорчало меня и немцев не это. В процессе оформления полетных бумаг ни в одном пункте договора так и не появилось главной строчки: гарантии того, что оператору будет разрешено открыт в воздухе дверь и высунуть ствол камеры в забортное воздушное пространство. А без этой гарантии полет вообще терял всякий смысл. Объяснить клиентам, что такие вопросы решаются с командиром корабля исключительно в личной беседе при запущенном двигателе, не представлялось возможным.
И закончили мы за десять минут до взлета операцию чудесного превращения шаткой евросоюзовской валюты в супернадежные рубли. И командир корабля Ми-8Т, махнув рукой сверху вниз, сказал, что за наши деньги - любой каприз, приказал штурману намертво приковать германского оператора Юргена стальным тросом к дверям экипажа, выдал ему дополнительный стульчик - и дверь в полете открывать разрешил. И проверили германцы каждую единицу уложенного по штормовому скарба. И убедились, что все, что на склад попало, по дороге к вертолету не пропало. И взмыла гордая винтокрылая птица в промерзшее хабаровское небо, взяв курс на голубой Бикин.
Продолжение воспоследует.