Гора языков в тундре

Jul 22, 2020 01:30

"С некоторых пор я спрашиваю себя - а существует ли на самом деле саамский язык?
В прошлом году, будучи в Петрозаводске, я навестил профессора Георгия Керта, патриарха финно-угорской лингвистики. За рюмкой армянского коньяка, который мы закусывали чёрным хлебом с красной икрой, беседа велась о саамах, которым Керт посвятил большую часть жизни, и о Дмитрии Бубрихе, его наставнике. Именно Дмитрий Владимирович поставил когда-то под сомнение сам факт существования саамского языка, утверждая, что у саамов что ни река или долина, то новый диалект - чем дальше один от другого, тем меньше между ними общего; поэтому говорить можно лишь о саамских наречиях, а никак не о саамском языке...
Профессор Керт исследует речь кольских саамов уже много лет. Он принимал участие во многих лингвистических экспедициях, записывал отдельные диалекты (кильдинский, нотозерский, иоканьгский и бабинский), анализировал и сравнивал. И, наконец, на базе кильдинского диалекта (на котором говорят, в частности, ловозёрские саамы) создал главный труд своей жизни - книгу "Саамский язык". Во введении Керт поясняет, что у саамов нет литературного языка, а следовательно (с точки зрения лингвистики) общенациональный саамский язык - фикция: реально можно говорить только о существовании наречий. Другими словами, Керт подтверждает теорию своего учителя" (Мариуш Вильк "Тропами северного оленя". Перевод с польского Ирины Адельгейм. Издательство Ивана Лимбаха, Санкт-Петербург, 2010, с.65-66).
Ту же трактовку даёт и статья в Википедии (ссылающаяся, помимо Керта, на работы Куруч, Хайду, Хелимского), которая насчитывает девять живых (частью, правда, еле живых) языков на 25 тысяч человек. И эти языки ещё делятся на две группы (западную и восточную), предположительно разделившиеся в VIII веке.





язык, история, культура

Previous post Next post
Up