Двадцать лет

Mar 25, 2019 00:45

Итак, прошло целых двадцать лет с того дня как страны НАТО начали военные действия против Союзной Республики Югославия.
"По информации властей СРЮ, с 24 марта по 10 июня 1999 г. общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1 700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тыс. серьёзно ранены. Без воды остались около 1 млн человек, 500 тыс. человек остались без работы, тысячи - без крыши над головой[13]. Без вести, по данным ООН, пропал 821 человек, большинство из которых - сербы".
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8_%D0%AE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B8_(1999)
Поводом для бомбардировок послужили военные действия, которые югославские войска вели против Армии освобождения Косово.
"К началу операции НАТО число жертв Косовской войны оценивалось в 1000 убитых (до сентября 1998 года), а число беженцев - в 400 тысяч человек, более половины из которых вернулись в свои дома после октября 1998 года[39]. По оценке Хьюман Райтс Вотч, число беженцев среди гражданского населения региона оценивалось в 230 000 человек".
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8_%D0%AE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B8_(1999)
Разумеется, в результате бомбардировок хлынули новые потоки беженцев, и вернуться в родные места им стало труднее.
"За время бомбардировок Союзной Республики Югославии авиацией НАТО в марте - июне 1999 года Косово и Метохию покинули около 100 000 сербов и черногорцев[66]. Летом 1999 года, после того как край перешёл под контроль сил Североатлантического альянса и косовских албанцев, произошло массовое переселение сербов и черногорцев в Сербию и Черногорию. Всего в конце 1999 года там находилось 250 тысяч сербов и черногорцев, покинувших Косово и Метохию[67][68][66]. При этом, согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2009 году в край вернулись примерно 700 человек, в 2010 году - около 800. Затем количество вернувшихся в Косово и Метохию значительно уменьшилось, например в 2013 году в край вернулись только 54 человека[68].
В июне 2013 года в Сербии находились 210 000 перемещённых лиц из Косова и Метохии[69]".
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0
Что означала эта вопиющая как по беспрецедентной наглости, так и по небывалой для демократического общества степени общественной поддержки этой наглости акция?
Прежде всего - разрушение международного права. Бомбы и ракеты обрушились на Югославию без санкции Совета Безопасности ООН. Обрушились не из-за того, что власти Югославии пытались захватить чужую территорию, а из-за того, что они пытались вооружённой силой подавить вооружённый мятеж.
Западные страны ("сообщество демократий") объявляли, что отныне они берут на себя роль гарантов прав человека во всём мире и считают себя вправе, более того - обязанными наказывать их нарушителей всеми средствами, вплоть до применения вооружённой силы. Поскольку трудно найти такую страну, в которой права человека не нарушались бы вовсе, а степень допустимых нарушений определяется опять же "сообществом демократий", потенциальными объектами интервенции становится едва ли не большая часть стран мира. Разумеется, вторгаться в большинство стран нет ни интереса, ни возможности. Однако угроза оказаться в числе "нарушителей" и "изгоев" - мощный стимул проводить "правильную" политику.
Тем самым фактически отменялся государственный суверенитет, не говоря уже о принципе мирного сосуществования государств с различным государственным строем и различными культурами. Гарантировать права может только тот, кто имеет власть. Без власти ничего гарантировать нельзя. Следовательно, западные страны фактически провозглашали себя верховной властью на планете. Управление в других странах должно осуществляться по их мандату, и в случае его "неудовлетворительного" исполнения они оставляют за собой право взять его в свои руки. Этот подход мы видели потом в Ираке, Ливии, Сирии и сейчас в Венесуэле (правда, в дальнейшем Запад убедился, что непосредственно брать на себя управление весьма опасно, так что, если "совесть не может смириться с происходящим", нужно разбомбить что можно, уничтожить "преступную" власть, а затем предоставить туземцам самим разбираться между собой).
Для России смысл бомбардировки был предельно ясен. Незадолго до нападения на Югославию прошла одна чеченская война, вскоре вторая. Следовательно, по тем критериям, в соответствии с которыми Запад бомбил Югославию, нужно было бомбить и нас. Не бомбили нас не по принципиальным соображениям, а потому что страшно было. Отсюда неизбежный вывод: если мы не хотим покончить национально-государственным самоубийством, навязываемая трактовка международных законов для нас неприемлема.
Соответственно, это означало и необратимую дискредитацию, по крайней мере в глазах находившегося в 1999 году в сознательном возрасте поколения, "мировой демократической общественности". Людей, которые требуют вмешательства в дела тех или иных государств для приведения их к универсальным стандартам. Спасибо Максиму Соколову, напомнившему слова такого "культового" персонажа, как президент Чехии Вацлав Гавел: "Никто не может сомневаться: воздушные атаки, бомбы не вызваны материальной заинтересованностью. Их характер - исключительно гуманитарный: главную роль играют принципы, права человека, которые имеют приоритет даже над государственным суверенитетом. Это делает вторжение в Федерацию Югославия законным даже без мандата ООН".
https://ria.ru/20190324/1552029811.html
Выдающийся вклад в пропаганду интервенции внесли также парижане Бернар-Анри Леви и Андре Глюксман. Вообще мне представляется ошибочным мнение, что все эти интервенции затевают исключительно США, а их европейские сторонники - простые американские "агенты влияния". Вспомним ту же роль, которую играла Франция в разжигании истерии вокруг Югославии, а затем - Ливии и Сирии (от интервенции в Ираке она дистанцировалась не потому что отвергла интервенционизм в принципе, а потому что не было взаимопонимания с тогдашними властями США). При всех противоречиях между США и Европой европейцы сами пытаются "экспортировать" свои законы и утвердить свою сферу влияния (правда, при удобном случае не прочь сделать это за американский счёт).
Глобалисты-интервенционисты исходят из того, что исторически сложившихся сообществ людей, живущих по собственным законам, уже не существует. Мир уже однороден в своих существенных чертах, и ему требуются единые законы, а тех, кто не хочет по ним жить, вправе принуждать к этому силы, наиболее сведущие в этих законах. Мир, однако, показал, что он остаётся разнообразным. И сообщества людей вправе жить по тем законам, которые они установили сами для себя, а не по тем, которые им навязывают люди, не принадлежащие к этим сообществам.

Ливия, Сирия, Югославия, Венесуэла, суверенитет, США, интервенция, Франция, Ирак

Previous post Next post
Up