Об эстетическом контрасте

Jan 10, 2019 23:33

В новогодних передачах ещё значилась "Дискотека 80-х", но над ней уже преобладала "Дискотека 90-х". И какой всё-таки контраст! 80-е годы - завершение великой эпохи поп-музыки, начавшейся в 60-х. В то время, когда первое поколение, выросшее без войны, куролесило по полной программе, но при этом сохраняло инстинктивную тягу к красоте и гармонии. "Делать красиво" было для этих людей естественной потребностью души. Очаровать, завоевать, пленить, покорить людей, вовлечь их в свой мир понималось как естественная цель искусства. Конечно, многие любили подразнить недоброжелателей, но в своём творчестве обращались всё-таки не к ним.
90-е годы - совершенно другая картина. Эстетика падает катастрофически. Само желание создать нечто красивое исчезает. Главное - себя показать и собрать свою тусовку. По какому принципу она собирается - вопрос, конечно, интересный с точки зрения социологии и психологии. Но уж во всяком случае не от зачарованности предлагаемым образом.
Да-да, я ещё помню, как в 80-е пожилые люди жаловались на музыку диско, которая "механически закачала в однообразных ритмах миллионы людей" (слышали бы они, что началось потом!). И отлично понимаю, что для людей, которые выросли под определённую музыку, она всё равно будет дорога как своя, как звуковое сопровождение жизненного пути, и это нормально.
Вот уж к кому я точно не принадлежу - это к людям, которые считают, что во времена их молодости всё было лучше. Я как раз с отвращением вспоминаю распространённую в прежние времена манеру некоторых пожилых людей учить молодых уму-разуму, вмешиваясь в те дела, которые их совершенно не касались. Помню вынесенное из патриархально-общинного опыта опасение многих людей чем-то обидеть других. Не каким-то злым делом, нехорошим поступком, а просто "неправильным" видом, манерой, жестом. И добро бы лишь тактично снисходили к предрассудкам хороших людей - нет, зачастую боялись задеть тех, кого сами не уважали. В этом смысле я рад за сегодняшнюю молодёжь, которая избавлена от этих нотаций, от этой опасливости.
Но всё-таки, возвращаясь к музыке - эстетический провал налицо. Революционные песни двадцатых, лирически-оптимистичные песни кино тридцатых - пятидесятых (на самом деле тоже вписывавшиеся в мировые тенденции), французский шансон (не путать с "русским шансоном") и время "Битлз" - и советская эстрада, формировавшаяся под их влиянием, не теряя традиционной для нас любви к мелодии. И полуподпольные рокеры, весьма злые на окружающую среду - но при этом создававшие в своём творчестве и гармоничные миры, которые были для них привлекательнее общепринятых тогда идеалов красоты. А потом... всё. Не то чтобы полная пустота. Смейтесь, но я считаю, что "Он уехал прочь на ночной электричке" - хорошая песня, в которой есть мелодия, стих и характер. И "Новогодняя" "Дискотеки Авария" уже выдержала испытание временем. Тем не менее чудовищный контраст между теми, кто стремился творить красоту, и теми, кто просто хотел продемонстрировать, что в таком-то городе живёт Пётр Иванович Бобчинский, очевиден. И, видимо, это процесс мировой (который и сделал возможным Gangnam Style и многое другое).

музыка, поп-музыка, культура

Previous post Next post
Up