Вот и в США памятники валят

Aug 19, 2017 04:05

Итак, по Америке катится волна сноса памятников солдатам и генералам Конфедерации. Мы можем наблюдать на экранах телевизоров, как эти памятники валят и пинают. Можно констатировать: эпоха мирного сосуществования различных памятников, похоже, подходит к концу.
С самого начала перестройки, как только вошло в нашу жизнь неподцензурное обсуждение общественных проблем, западное отношение к памятникам неизменно ставилось нам в пример как образец цивилизованного и демократического разрешения идеологических разногласий. Одни люди стремятся к одному, другие - к другому. Одни почитают одних героев, другие - других. Борьба идёт непрерывно, но борьба мирная. Партии соревнуются в том, кто завоюет больше голосов на выборах, в том, кто выведет больше демонстрантов на улицы. Победители проводят свою линию в жизнь, но побеждённые сохраняют право на свои убеждения и на уважение к своим героям. И пусть жизнь ушла далеко вперёд, те, кто боролся против её течения - тоже часть истории. Есть люди, которые сохраняют к ним уважение, а значит - пусть памятники им стоят на своих местах. Для текущей жизни они не опасны.
Должен сказать, что я такой подход в принципе разделяю. Памятник - от слова "память". Мы вправе помнить не только безупречных с современной точки зрения исторических персонажей, а всех, кто так или иначе формировал сегодняшний день.
В качестве примеров цивилизованного подхода к памятникам обычно приводились как раз США, где спокойно (!) стояли памятники героям как Севера, так и Юга, а также Долина павших в Испании, которая ныне также подвергается планомерной осаде с целью изменить расположение могил.
http://vsokolov21.livejournal.com/331789.html
Теперь памятники, которые вроде бы много лет никому не мешали, валятся с пьедесталов. И тут уже не помогает совершенно справедливое напоминание Дональда Трампа о том, что Вашингтон и Джефферсон тоже были рабовладельцами. О чём это говорит? Прежде всего - о крайне высокой социальной напряжённости в США. Такой напряжённости, при которой люди готовы ухватиться за любой символ, чтобы выразить свою ненависть. Эта реальность, конечно, противоречит американскому мифу о стране, в которой каждому от рождения гарантированы права на жизнь, свободу и стремление к счастью, и каждый может осуществить свою мечту. Впрочем, антиамериканский миф, в том числе в его процветающей ныне у нас консервативной версии (безумцы-либералы, забывшие Бога, подчинили свою страну Сатане и хотят подчинить ему весь мир при помощью доллара с изображёнными на нём масонскими знаками) объясняет происходящее ещё хуже. Чтобы быть последовательными, приверженцам этого мифа придётся выступать в защиту рабства, что они порой уже и делают.
https://vz.ru/opinions/2017/6/1/871975.html
Но всё-таки на массовую поддержку в современном мире такая позиция вряд ли может рассчитывать.
США, несомненно, свободная и демократическая страна. Но кто сказал, что свобода и демократия сами по себе обеспечивают счастье? Что действительно обеспечивают свобода и демократия в американской версии, с их крайним индивидуализмом и децентрализацией политической системы (в отличие от гораздо более централистской европейской), это локализацию конфликтов. Вопросы решаются на уровне города, округа, штата. В пределах полномочий мэра, губернатора, судьи, главы федерального ведомства. Это всегда было предметом жгучей зависти людей, которые "больше всего на свете любят свободу": "Власти выполняет свои функции, а в остальное не лезут! Свободный человек всё сделает сам!" Они забывают, что эта система формировалась с XVIII века, по мере экономического развития. При переносе в другие условия она не находит опоры в лице независимых и самодеятельных граждан. И в результате оказывается не разумным разделением полномочий, а просто бессилием власти, уступающей свои функции всевозможным мафиям. В самих США система работает, опираясь на местные сообщества среднего класса. Она действительно позволяет миллионам людей поддерживать свой привычный образ жизни, который в других странах может быть уничтожен росчерком пера (или уже кликом мыши?) какого-нибудь начальника. (Недооценивают наши почвенники эту сторону американской системы! Думаю, они ещё будут защищать Америку!). Но при этом они могут поддерживать в том числе самые архаичные законы и нравы, которые, на взгляд образованного наблюдателя, в развитых странах уже не встретишь. Есть достаточно недовольных нравами этих местных общин (и агрессивная поп-культура Америки, которую у нас часть считают признаком пресыщенности, видимо, в значительной мере проявление этого недовольства). Гораздо важнее то, что десятки миллионов людей по существу деклассированы. К работе в высокотехнологичных отраслях они не готовы, а низкотехнологичные уничтожаются глобальной конкуренцией (проблема, между прочим, общемировая). И массу людей, наполовину выпавших из общества, сдерживает не централизованная администрация, а самоуправление местных общин. Не демократия против тирании, а демократия против демократии. Видимо, силы тех, кто чувствует себя заблокированными американской системой, недостаточны, чтобы произвести революцию. Однако они создают серьёзное давление, которое порой прорывается взрывами. Посмотрим, как это будет развиваться в дальнейшем. Та же децентрализованная система, которая позволяет поддерживать местные порядки вопреки "большому миру" (да, это демократия!), позволяет и переводить решение вопросов в мирное русло, когда припекло.
А памятники лучше бы всё же стояли.

демократия, США, консерватизм, идиотизм

Previous post Next post
Up