Jul 20, 2011 01:23
Трагедия "шестидесятников" в их убеждении (вполне соответствующем нашему национальному характеру), что все вопросы можно решить "по совести". При этом как-то само собой предполагается, что всем людям совесть подсказывает то же, что и тебе. А если не подсказывает, то, значит, её у них и нет вовсе. А между тем разным людям совесть подсказывает РАЗНЫЕ вещи. Разная совесть не только у представителей разных религий и идеологий, но и у сторонников и противников смертной казни, у мясоедов и вегетарианцев, у тех, кто приучает детей к самостоятельности с пяти лет, и у тех, кто карает за оставление их без внимания более пятнадцати минут и т.д.
Если мы признаём СВОБОДУ СОВЕСТИ, мы должны с этим считаться - и договариваться так, чтобы сделать возможной жизнь на основе равенства перед законом. Признав, что требования совести не универсальны, мы действительно сможем уважать тех, у кого она ЕСТЬ, даже если она подсказывает им не то, что нам. И сможем с ними договариваться. Пока что у множества людей не хватает даже воображения, чтобы поверить в то, что некоторые вещи можно отстаивать не за деньги. Может быть, в краткосрочном плане людьми без воображения управлять удобнее. Но иногда бывает, что воображение начинает развиваться в самый неподходящий момент. Всё надо обсуждать. Не должно быть лишь монополии на обсуждение. Монополия узкого круга "носителей совести" столь же недемократична, как и монополия специалистов по официальной идеологии.
совесть,
свобода совести,
шестидесятники