Ещё о языке

Dec 03, 2014 21:11

В самом деле, мы редко об этом думаем, но литературный язык, способный выражать разнообразные мысли, формулировать понятия, служить средством общения между представителями разных слоёв общества - это не от века данная сущность, а достижение цивилизации, неотъемлемый атрибут нации и предпосылка демократии. В средние века образованные люди католической Европы (священники, юристы, доктора) общались на латыни. Для простонародья понимание их речи было закрыто. Священник Библию толковал согласно папским указаниям, а что сверх того - черни знать не положено. Когда Лютер перевёл Библию на немецкий, он весь народ призвал к обсуждению вопросов бытия и одновременно литературный язык основал.
А франкоязычный высший свет, известный нам по русской классической литературе?  "Мы рассуждаем по-немецки, мы шутим по-французски, по русски мы только молимся Богу или ругаем наших слуг" - говорил русский просветитель Андрей Кайсаров. Язык был мощным социальным барьером. Человек, не принадлежавший к кругу господ, как правило, даже не мог войти в круг их понятий, потому что у него не было для этого слов.
Похоже, что мир снова движется к этому состоянию. Международное научное сообщество, конечно, нуждается в своём языке, которым когда-то была латынь, потом французский, потом немецкий, а сейчас английский. Но общество нуждается в коммуникации с наукой, в широком распространении знаний. Чтобы быть не крепостными, а гражданами, люди должны воспринимать те понятия, которыми живёт современная мысль, понятия, которые используются при управлении обществом. Между тем языковой барьер прочно преграждает путь к получению высшего образования. Чем больше предметов изучается не на том языке, на котором люди говорят ежедневно, чем шире сфера употребления этого языка в администрации, тем больше преимуществ получают те люди, которые изучали этот язык с детства, тем труднее войти в круг образованных людей человеку из неэлитных сословий. Разделение на язык быта и язык культуры, на язык образованных людей и язык плебса - это предпосылка сословного разделения общества. Так что за единый литературный язык как язык образования и администрации надо драться зубами и когтями.
P.S. Кстати, не следовало бы нам нападать на украинский язык. Да, воинствующая украинизация взорвала страну, унизив миллионы людей. Необходимо бороться за право людей говорить и учиться на русском языке. Но к тем, для кого украинский действительно родной, следовало бы относиться с уважением. Вот такие выпады
http://vz.ru/opinions/2014/11/27/717458.html
оскорбляют и тех, кто по мирным кварталам не стрелял, людей не сжигал и не избивал.
Да, на русском языке создан гораздо больший массив научной и художественной литературы, чем на украинском. Но если мы будем на этом основании отказывать в праве на существование украинскому, то кто-то будет в той же манере утверждать, что английский несёт гораздо больше информации, а значит, нечего по-русски учиться.

общество, демократия, наука, образование, язык

Previous post Next post
Up