Jul 12, 2011 16:02
КУЛЬТУРА КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
В.В. Скопцов
В данной работе анализируется цивилизационная функция культуры. Используется термин "культурный процесс" - процесс, который включает в себя практически все, что создано человечеством с момента возникновения цивилизации.
Таким образом, можно сказать, что культурный процесс есть способ существования цивилизации.
Однако, поскольку никто еще не указал иного способа существования цивилизации, то можно предположить тождественность терминов "цивилизация" как процесс и "культурный процесс". То есть все, начиная от прямохождения и языка человеческого общения и до самых последних достижений в области человеческой деятельности, можно причислить к культурному процессу.
Учитывая вышесказанное, необходимо ответить на вопрос: существуют ли у культурного процесса рациональные причины развиваться в том или ином направлении, от каких факторов зависит направление его развития. Может ли, иными словами, человечество управлять развитием собственной цивилизации?
Слово "культура" в античности имело значение "возделывание", "обрабатывание", "уход" и использовалось применительно к обработке земли, разведению растений или животных. Однако данный термин уже тогда имел и другое значение - "воспитанность", "просвещенность". Римляне следовали за греками, признавая цивилизующую роль воспитания в развитии человека.
Начало европейской культурой традиции - греческая античность. Именно античности принадлежат базовые представления о культуре, которые используются до сих пор. Начиная с Демокрита, греческие философы проводили различие между природой и установлениями ("фюсис" и "номос"). Природа не зависит от человека, а установления - это изобретенные человеком законы, формы государственной жизни и досуга, включая философию и искусство. Греческая концепция формирования, воспитания человека выражена в идее формирования гражданина, т.е. полноценного человека.
В античные времена понимали, что культура формирует, образует человека. Впервые было показано, что обнаруживаемое в человеке и, следовательно, в обществе не может быть сведено без остатка к природному: есть еще и то, что создано собственной деятельностью человека. Оказалось, что существует культурный процесс - процесс искусственно созидаемый самим человеком. Это означает, что именно тогда, во времена античности, была открыта зависимость человека от самого себя, от своей собственной деятельности, способной преобразовывать окружающую нас действительность, включая человека и общество.
Вокруг тезиса "преобразование хаоса в порядок" и вертится человеческая мысль в своих рассуждениях о культуре.
Воспользуемся этим художественным образом для определения такого понятия, как культурный процесс. Культурный процесс - это любая деятельность человека, направленная на создание пространственно-временных материальных и идеальных объектов. Иными словами, это результат человеческой деятельности в своем развитии.
Однако не следует считать, что культурный процесс есть самоцель человечества. На самом деле это инструмент, используемый для решения проблемы выживания человечества как биологического вида, в форме человеческой цивилизации. Именно культурный процесс, начиная с насаждения дисциплин прямохождения и использования человеческой речи, позволил человечеству как биологическому виду расти в количественном отношении.
Учитывая тот факт, что народонаселение планеты Земля продолжает увеличиваться, нет оснований сомневаться в качестве выбранного человечеством инструмента.
Однако пришло время сделать попытки рационального осмысления культурного процесса как инструмента, выработать тактику и стратегию его использования.
Человек является человеком, только будучи членом некоего человеческого социума. В отрыве от социума, как показывают многочисленные спонтанные (и не только спонтанные) эксперименты, человек не только не приобретает способности к прямохождению, но у него не реализуется и способность к человеческой речи. Даже взрослые особи по прошествии достаточно длительного времени теряют эти способности.
Очень многие существа на нашей планете используют процедуры обмена в процессе своей жизнедеятельности. Наиболее известным в фауне является физиологический обмен между самцами и самками, в результате которого реализуется главная видовая цель - воспроизводство потомства. Вокруг физиологического обмена достаточно распространен близкий к имущественному обмен услуг по строительству гнезда, его защиты и участия в кормлении детенышей. Совершенно очевидно, что все упомянутые обмены сопровождаются видимым эмоциональным обменом между членами соответствующих семей, стай, прайдов и т.п.
Вопрос о наличии интеллектуальных форм обмена между нечеловеческими существами остается открытым, но этот вопрос не является важным для нашего исследования.
Важно, что человек мог "подсмотреть" в животном мире не только возможность
использования звуковых сигналов для целей информирования и управления, но и осно-
ва человеческой цивилизации - система имущественных, интеллектуальных, эмоцио-
нальных и физиологических отношений обмена между членами человеческого сообще-
ства - могла первоначально быть выявлена в животном мире, а впоследствии осмысле-
на и использована в человеческих сообществах, благодаря счастливой способности на-
ших предков к подражанию.
Приведенные рассуждения достаточно правдоподобны. Так, например, подвергая
спектральному анализу звуки речи современного человека, удалось установить, что
частоты издаваемых нами звуков абсолютно не соответствуют частотам, которые
должно издавать подобное нам млекопитающее. Звуки человеческой речи практически
полностью находятся в полосе частот, соответствующих птичьему диапазону. Это со-
гласуется с традицией, сохранившейся у большинства народов планеты, подражать
птичьим звукам.
Никто не отрицает, что уже на самых ранних стадиях развития современной ци-
вилизации между членами человеческого социума стали появляться, а затем распро-
странились повсеместно отношения имущественного, а позднее и интеллектуального
обмена. Физической основой таких отношений обмена стал феномен разделения труда.
Как было выяснено позднее, именно в процессе реализации отношений обмена и
возникает так называемое "богатство народов", причем "богатство" приобретается
обеими сторонами, участвующими в обмене. В результате обретения такого понимания
насущной целью существования цивилизации стало обеспечение повышения интенсив-
ности обменов, увеличение их суммарного объема в натуральном и денежном исчисле-
нии.
Поскольку решение о реализации отношений обмена в каждом конкретном случае
принимается субъектами отношения, главным условием реализуемости сделок (при
прочих равных условиях) является субъективное ощущение сторонами степени их
имущественной безопасности. С учетом сказанного главной целью человеческой циви-
лизации следует признать создание таких условий, при которых реализация отношений
обмена между членами социума будет сопровождаться минимально необходимым
уровнем имущественной безопасности сторон. В свою очередь, вышеуказанное состоя-
ние характеризуется таким количеством энтропии (меры неопределенности в системе),
при котором, во-первых, еще возможно реально рассчитывать на благоприятный исход
каждого конкретного отношения обмена, и, во-вторых, опираться в своих суждениях на
вполне благоприятную статистику реализации отношений обмена того или иного вида.
В результате интегральная роль цивилизации сводится к минимизации энтропии
(увеличении предсказуемости) в сфере отношений имущественных, интеллектуальных,
эмоциональных и, наконец, физиологических (связанных с репродуктивной функцией
человека) обменов между членами социума.
Совершенно очевидно, что увеличение количества энтропии в системе отношений
обмена обусловлено как действиями природных сил, не зависящих от воли человека,
так и действиями отдельных членов и групп, принадлежащих к социуму. Значительная
часть культурного процесса, безусловно, направлена на снижение неопределенностей,
вызванных действиями сил природы. Однако нас в данной работе больше интересует
увеличение энтропии, вызванной к жизни действиями и бездействием членов человече-
ского сообщества. При этом мы исходим из следующей гипотезы: активное воздейст-
вие культурного процесса (пропаганда культуры) на членов социума способно снизить
уровень неопределенности в системе отношений обмена, и, следовательно, способство-
вать реализации фундаментальной цели цивилизации - увеличению интенсивности и
объема отношений обмена в человеческом сообществе.
Таким образом, для обеспечения возможности рационального анализа культурно-
го процесса и получения содержательных выводов в отношении возможности целена-
правленного воздействия на развитие культурного процесса, а, следовательно, и на ци-
вилизацию в целом, нами принята модель человеческого сообщества в виде системы
отношений имущественных, интеллектуальных, эмоциональных и физиологических
обменов между членами человеческого социума. Перечислим формы культурного про-
цесса направленные на уменьшение энтропии в системе отношений обмена:
• исключение условий возникновения ситуаций, увеличивающих энтропию;
• локализация областей их негативного воздействия;
• локализация негативных последствий воздействия;
• выявление позитивных факторов воздействия в целях их использования в преды-
дущих формах.
Культурный процесс не может выполнять своих задач, ограничиваясь пассивны-
ми формами воздействия на активные действия сил, способствующих нарастанию про-
цессов хаоса и дезинтеграции в системе отношений обмена.
Говоря о культурном процессе, нельзя не сказать о его носителе. История цивили-
зации неопровержимо свидетельствует о том, что подлинным носителем культурного
процесса является государство и только государство. Оставшееся после исчезновения
государства население, первое время носящее все признаки социума, оказывается не в
состоянии нести на себе всю тяжесть поддержания культурного процесса в полном
объеме. С разрушением системы власти "перестают существовать" системы права и за-
конодательства, исчезают науки, искусства и ремесла. Какое-то время существуют
письменность и язык. Все это сопровождается катастрофическим снижением безопас-
ности отношений имущественного обмена. Торговля прекращается, население покидает
города, частично вымирает, частично возвращается к натуральному хозяйству. Указан-
ные процессы сопровождаются вооруженными конфликтами, которые ускоряют аго-
нию государства. Следует сделать вывод, что для популяции в целом уничтожение го-
сударства есть абсолютно неприемлемый исход. В этом смысле любой авторитарный и
даже тоталитарный режим представляется приемлемым для поддержания культурного
процесса и, как следствие, спасения народа от исчезновения. Надо полагать, что фор-
мула "вся власть от бога" имеет в виду именно это.
Способен ли культурный процесс позитивно влиять на объективное снижение
уровней рисков в процессе реализации отношений обмена? Весь опыт человеческой
цивилизации говорит, что способен. Почему же тогда в истории человечества сущест-
вовали периоды и целые эпохи, когда упомянутые риски зашкаливали за приемлемый
уровень? Отношения обмена прекращались, прекращал существование и культурный
процесс. Следовательно, культурный процесс не может выполнять своих задач в отры-
ве от такого инструмента, как пропаганда культуры.
Мы получили модель, в рамках которой существует и развивается культурный
процесс. Эта модель позволяет ограничиться конечным числом объектов, субъектов и
факторов для получения содержательных выводов, которые позволят построить рабо-
тоспособную концепцию возникновения, существования и развития культурного про-
цесса. Итак, имея в виду нацеленность человеческой цивилизации на максимизацию
числа отношений обмена в области имущественных, интеллектуальных, эмоциональ-
ных, и, наконец, физиологических (связанных с репродуктивной функцией человека)
сферах, мы получили критерий, руководствуясь которым, можно управлять культур-
ным процессом.
Под управлением культурным процессом имеется в виду создание среды, в усло-
виях которой способны вызревать субъективные и объективные условия для замысла,
исполнения и успешного завершения обменов между членами социума. Предполагает-
ся, что важнейшим условием успешной реализации отношений обмена является усло-
вие его безопасности - имущественной, интеллектуальной, эмоциональной, физиологи-
ческой - на всех этапах обмена и после его завершения. Средством достижения указан-
ного уровня безопасности являются система права и система законодательства в соче-
тании с таким средством оперативного возмещения имущественного и морального вре-
да, как система страхования.
Чем выше культурный уровень и уровень образованности субъектов обмена, тем
больше шансов, что между ними состоится максимальное, при прочих равных услови-
ях, количество отношений обмена. По мере нарастания коммуникационных возможно-
стей у членов социума появляются дополнительные возможности для увеличения числа
и объема отношений обмена. Наилучшее применение капитала, скорее всего, может
быть предложено не его владельцем, а совершенно посторонним членом (членами) со-
циума. Более того, неэффективное, а может статься, и вредное, и даже гибельное для
социума приложение капитала по воле его владельца не отвечает современным требо-
ваниям развития цивилизации.
Представляется, что от законодательных ограничений на приложение капитала в
определенных сферах человеческой деятельности следует перейти к конкурсной форме
использования капитала, где его собственник сможет предлагать собственный способ
его приложения наравне с иными участниками. При этом вся прибыль от вложения ка-
питала остается у собственника, за исключением вознаграждения автору наилучшего
решения по приложению капитала.
Предполагается, что социально агрессивные члены социума с низким культурным
уровнем, имеющие стойкие социально-психические расстройства на почве классовой,
национальной, религиозной нетерпимости, должны быть поставлены под непрерывный
контроль. Актуальность такой меры проистекает из возрастающих потенциальных воз-
можностей физически уничтожить сколь угодно большую массу людей, используя са-
мые примитивные и недорогие средства. Непрерывная эскалация масштабов террора
неопровержимо свидетельствует в пользу нарастания такой опасности.
В этих условиях простое культивирование культуры уже не обеспечивает требуе-
мого эффекта. Человечеству необходимо вернуться к методам прямого насаждения та-
ких норм поведения членов социума, которые не дадут ни единого шанса террору и
террористам.
Таким образом, руководствуясь критерием максимизации количества отношений
обмена между членами социума, оказалось возможным предложить процедуру управ-
ления культурным процессом.