Женская фигура, скульптор Фернандо Ботеро. Бронза
Тяжелые линии, холодный глянцевый блеск фактуры, нечеловеческие пропорции, раздутые объемы - женщина Ботеро давит и "прибивает" к земле. Дыхание перехватывает, мышцы напрягаются и застывают в напряжении. Тяжесть, граничащая с тупостью, отсутствие жизни.
Женская фигура ("На коленях"), скульптор C.Т. Коненков. Дерево
Поза женщины похожа на фигуру Ботеро, но фактура и линии совсем другие. Поверхность дерева теплая, мягкая, дышащая, а линии скульптуры гибкие, плавные, текучие. Мы делаем глубокий вдох, который значительно дольше выдоха, и выдох - дыхание ритмичное, средней глубины. Позвоночник гибкий, подвижный, тело потягивается, расправляется, насыщается кислородом, "дышит", погружаясь в атмосферу неги и легкого волнения, в очень "женское, текучее" состояние, в котором есть движение, мягкая расслабленность, элементы эротики и наслаждения.
Женская фигура ("Рабочий и колхозница"), скульптор В.И. Мухина. Бронза
Линии энергичные, смелые, фактура пластичная, чередование целостных, "выстреливающих" и дробных плоскостей создает контраст и движение. В этом контрасте как будто и заключена колоссальная энергия, которая заставляет нас сделать активный вдох, почти на пределе возможностей.
Вместе с энергичным вдохом тело как будто поднимается от Земли, зависая и заставляя мышцы все мыщцы напрячься в этом порыве. Дыхание также застывает на вдохе, и тело погружается в статику. Но это не тупая, мертвая статика - в ней есть напряженное ожидание, застывшее размашистое, свободное движение. Мы как будто отдали все до последней капли и застыли в надежде и напряженном ожидании. Энергия, много законсервированной энергии, которая должна выплеснуться наружу. В форме толчка, агрессии? Да, ощущение похоже на то, что родилось при восприятии Птенца и других работ Ботеро. А ведь это служило символом "светлого" будущего..