О Ю. П. Любимове

Oct 06, 2014 03:44

В связи с различными комментариями, по поводу смерти Ю.П. Любимова опять встаёт старея проблема: что позволено и что не позволено гению? Судя по официозу - всё! Правда это скорее относится к Любимову таганского периода, ибо очень трудно предположить, что нынешние власти так же превозносили бы этого режиссера, если бы он по отношению к ним вёл себя как и по отношению к Советской власти. И очень характерен выбор медийных лиц, комментирующих смерть этого человека на центральных каналах в новостях: Солженицина, Михалков, Швыдкой,Мединский. Вы поверите, что эти люди могут сказать что-то плохое о Любимове и хорошее о Советской власти? Я - нет!
Даже если предположить, что Любимов - гений, с чем я лично не могу согласиться, то позволено ли ему предавать своё дело в угоду то ли деньгам, то ли убеждениям, как было при его отъезде зарубеж, а вернувшись, быть неблагодарным и неблагородным по отношению к тем, кто его не предал и не продал, бережно сохранив его театр, когда он уехал и ему не разрешили вернуться, и унижать тех людей с которыми он работал тогда или работал сейчас? Позволено ли гению идти на конфликт, угрожающий разрушить всё вокруг не ради благородных целей, а ради собственных амбиций? А ведь это, на самом деле, есть проблема нашего понимания этических норм человечества!

Русский репертуарный театр, как и русская поэзия, как и русская проза, как и русский кинематограф, на мой взгляд, никак не могут ужиться с западноевропейской парадигмой разделения культуры на коммерческую (для народа - попроще) и на элитарную (для чистого просвещённого образованного меньшинства). Поэтому, либо изменится обстановка в стране и снова станет востребованна та культура, благодаря которой в России появилась система Станиславского и русский репертуарный театр стал играть такую важнейшую роль в жизни страны и вместе с литературой и кинематографом вышел на передовые позиции в мировой культуре, либо всё вышеперечисленное умрёт и русская культура станет ведомой, вторичной, пробродвейской, проголливудской. Повторяю, сегодня умирает не только театр, но и поэзия, и проза, и образование, и вообще культура и насаждается коммерческая литература, коммерческий театр, коммерческий кинематограф, происходит коммерциализация образования. Из них уходят живая душа, из них уходит извечная российская великая просветительская миссия великой культуры. И одним из апологетов этого нивелирования культуры под невысокие западные стандарты для коммерческой культуры и внедрения чуждой русскому менталитету культуры для избранной части элит всегда был Ю. Любимов. Культура в России всегда была в большой части политизирована, вот и Любимовский театр был театром политизированным, чтобы не сказать политическим или даже антисоветским, почему и стал столь востребован и на западе столь известен.

культура, Любимов, театр

Previous post Next post
Up