Давно хотела сформулировать свои мысли на эту тему, но руки никак не доходили. В этот раз мне не отвертеться.
Предупреждаю сразу, это мое субъективное мнение, я не психолог и не педагог ни разу, но читала кое-что, так что готова делиться ссылками на источники.
Творчество - это не цель, это процесс. Если ребенок под большим-большим давление о стороны взрослого рисует бабочку, то это никакой не творческий процесс. И если вся группа детского сада делает цыплят как под копирку, то это никак нельзя назвать "творчеством" как бы не хотелось воспитателям. У меня даже есть подозрение, что для великих художников и скульпторов результат был менее важен, чем сам процесс (вспоминается Иванов, который рисовал "Явление Христа народу" 20 лет).
Т.е. процесс важнее результата. Пусть вместо бабочки ребенок измажет лист серо-буро-малиновым в крапинку и получит от этого удовольствие :). В следующий раз он охотней возьмется за кисть (или за краску).
Чем необычней идеи, материал и техники - тем интересней результат. Нам придется смириться с тем, что мы можем не передать окружающий мир лучше фотоаппарата или камеры, зато у нас есть шанс рассказать о том, каким именно мы его видим.
Самое главное, перед тем как сесть за стол, с намерением что-то сделать, принять право на ошибку. Да, вы и ребенок можете ошибаться. Пусть сначала фигурки из пластилина будут косые и кривые, зато они сделаны вашими руками. Что-то даже придется выкинуть :).
Я один раз попыталась вырезать гирлянду из влажной, недавно окрашенной бумаги. Результат отправился в помойку, потому что ее всю перекосило. Больше я так делать не буду. Но иногда получается нечто феерическое, меня восхитила картинка, нарисованная акварелью с мылом :). Не бойтесь пробовать и не бойтесь ошибаться!
Поощряйте необычные идеи ребенка, они пока не знают как надо, и это к лучшему. Если вам хочется, чтобы ребенок потом научился рисовать как положено, - отдайте его в художественную школу лет эдак в 8-9, а до этого дайте возможно делать все, что угодно, при помощи листов, карандашей, красок, пластилина и т.д.
А еще у меня аллергия на слово "правильно". Аж чешусь. Спорили тут в "малышах" можно ли ребенку давать муку. И мне пытались доказать, что из муки только готовить нужно, и детей надо к этому приучать (второе слово, на которое у меня аллергия). Да, первый человек, который сколотил колесо, был полным идиотом, потому что сваял какую-то непонятную хрень из досок, которые могли бы пойти на строительство. Только результат оказался м-м-м интересный. С далеко идущими последствиями.
Да, сейчас изобрели многое, и детям все труднее научиться пользоваться окружающими его предметами, но это не повод не давать ребенку придумывать вещам новое назначение.
Меня пугает, что сейчас детям дают играть только во все готовое. Кроватка - это только кроватка, и никак иначе. А коробка - это и кроватка, и поезд, и космический корабль, и скафандр, и домик :). К куклам прилагаются каталоги с вещами, не надо ничего придумывать, ничего шить, вязать, украшать. Дальше ребенка сажают за компьютер, чтоб было чисто, тихо и никто не мешал родителям. Честно говоря, я не знаю, хорошо это или плохо в целом, но мне это не нравится.
И еще. С малышами, да и с детьми постарше надо делать функциональные вещи. Не просто какой-то домик для того, чтобы папе показать, а домик для куклы или гараж для машин. Сразу проявятся детали и размеры сооружения. До чего убогими кажутся многие современные здания, которые строили просто для "красоты".