Click to view
Написала я аранжировочку. Стыдно называть это аранжировочками! Ведь ни ноты не меняю, не слышу, маловато способностей. Просто воплощение идеи, лежащей на поверхности, но не отойдём же от сути. Вещь сделана для моих маленьких мартышек, чтобы они без позора могли выступить на конкурсе им. Шостаковича (позор выпустить их по отдельности, недоученных и пока беспомощных, а в ансамбле веселее и приятнее). Там в условиях произведение ДДШ обязательно. А для такого как у меня мини-зоопарка он, конечно, не писал ничего. Вот и аранжировочка.. (учесть же надо всё - и состав, и возможности, и возраст, и даже мальчики будут играть или девочки) по сумме обстоятельств подошла им Колыбельная из 3й Балетной сюиты.
Колыбельная - это значит про сон. Ты засыпаешь или даже уже спишь. А сон, это значит - полёт. Ты спишь и летишь, освобождаясь от тела, от его физкультуры, от ума, от его оков и чудовищ… и такой лёгкий ни о чём просто весело паришь как облачко. Как облачко - вот здесь и начинается картинка. Мы слушаем первые такты - медленное баюкание арфы - и видим небо, ночное (ведь спят люди, как правило, как раз ночью..), лиловатое с серебряным облачком-тобой, тихо плывущим без цели и направления (вступил гобой) и одновременно дневное, которое снится - голубое небо дня с белым облачком-тобой, беззаботно летящим без определенной цели и программы.
(всё, всё ухо подмечает, и арфовые опевания - заворачивают в одеяло подмерзающую пятку, и особенности мелодии (7я ступень на 1ю долю, немедленно разрешающаяся, и взлёт на октаву перед модуляцией - взлёт в прямом смысле, взмыв, или же далее - кружение вокруг тоники со смещением ритма - мантра).
Дальше струнные, духовые вступают.. скрипки - барашковые, флейты - стекляшковые, валторны - лесные рога (оленьи? Лосиные? Трубить же дадим волкам-философам). И всё это в полном согласии и взаимодействии, но всё это - только антураж, декорация к полёту. А воздушный шарик твой путешествует в хорошем (не назову это раем, сколько можно терзать рай сравнениями), и на душе у него радужно.
Средняя часть (отсылает? Нет, наверно не отсылает. Сама туда отправляюсь) к чайковским балетам (ведь и вся сюита балетная - из которой изъята мной Колыбельная. Существует ли "балетная оркестровка", "особенности балетной формы", "язык балетной музыки"?) . Тутти, сдвигающееся по тонам демонстрирует оркестр, его максимальную ширь (и тут уж волки отдали свои музыкальные рога слонам). Выше, выше, с трудом по ступенькам забирается весь органчик, весь стеклянно-медный духовой сервиз вместе со шкафом. Интересен до-бекар при наличии фа-диез, такая вдруг странная деталь, диссонанс внутри карамели полного консонанса. Взблеск очков ДДШ, который и в радужном призывает помнить о чём-то, о чем не забывают, даже во сне. И оно не так уж добро. (по первому прослушиванию думаешь в этом месте "фи, что за оркестр! Что за фальшь!", но заглянув в ноты...)
Реприза переоркестрована прелестно, лентой заплетает кларнет подголосок вокруг струнной поющей группы… лента из тополиного пуха, развеваемого ветром. Затем остаётся один гобой, один спящий, возвращающийся уже к себе, к яви, к просыпанию. Назад по той же (пусть и небесной) дорожке, как в немецкой сказке. Краткая кода - длинная тоника в широком расположении, с высокой-высокой жавороноковой верхней нотой побеждает три упрямых (но без наглости, просто настойчивых) аккорда из средней части.
PS
а рассказ-то не про аранжировочку! А про саму музыку, оригинал. Аранжировочку покажу, когда дети её сыграют (если сыграют). Так что, продолжение следует...