Мне тут первым делом на форспринге написали, чтобы я перестала мучиться фигней
и продолжила вместо этого писать о фотографии - ну что же, you win, my bad!
Начну, пожалуй, с истории из жизни.
Три года назад я поступила в лондонский университет на специальность "editorial photography"
и на второе занятие принесла показать свои вручную отпечатанные с 35мм пленки фотокарточки
- шумные, пыльные, поцарапанные, грязные, с пятнами проявителя и отпечатками пальцев.
В общем, физическую проекцию моей тонкой душевной организации:
аквариум, 2008
Преподаватель сначала посмотрел внимательно на замусоленные карточки, затем на меня,
и попросил вернуться в лабораторию - хорошенько отмыть негативы, чтобы на них не было пятен и пыли,
а также перепечатать снимки, чтобы они были в фокусе, а то ничего не видно.
Заодно он посоветовал мне наконец-то переходить на нормальную (подразумевалась широкая) пленку,
потому что 35мм - это для начинающих. Лучше - сразу на цветную, потому что на первом курсе института
снимать на чб уже как-то стыдно, что ли.
Рута, 2009
Не скажу, что даже сейчас я целиком и полностью с ним согласна, но мысленно я возвращалась к этой
отрезвляющей головомойке не раз и не два. Именно тогда я поняла - стереотипы о том, что такое "настоящее искусство",
совпадают вовсе не везде, и всегда остается шанс быть внезапно огорошенным совсем другой точкой зрения.
В целом, начинать говорить о черно-белой фотографии довольно трудно, и дело не столько в личных обидах.
Это не отдельный жанр, здесь очень трудно делать обобщения, тем не менее большинство людей так или иначе делят
фотографию на цветную и черно-белую (далее чб - для краткости), и всем этим людям понятно, что разница не в одном только цвете.
Часто говорят о том, что чб-фотография лучше цветной, что она более "настоящая", "художественная", в ней больше "настроения" и "магии".
Jew[ish] New Year parade, N.Y., 1912
Summer scene, N.Y., 1910
Но я не лирик, я физик - как вы уже заметили, я не обсуждаю здесь ощущения и "магию фото".
Я вообще не верю в магию, раз уж на то пошло. И если не получается четко объяснить,
что такого особенно в чб-фото, то попробую от обратного.
Итак, чем чб-фотография точно не является:
1. Фотография, сделанная на чб-пленку, становится искусством автоматически,
а чб-фото является бОльшим искусством по сравнению с цветной фотографией
Этот популярный стереотип возник от того, что практически вся классическая фотография, которую мы когда-либо видели,
сделана на черно-белую пленку. Объясняется это просто - в то время других доступных технических средств просто не существовало.
Henri Cartier-Bresson
На самом деле цветная фотография появилась уже в девятнадцатом веке, просто технологии так сильно отличались от современных,
что говорить об этих разрозненных экспериментах как о тенденции было бы неправильно. Но она была!
Более-менее доступным цветной процесс стал ближе к семидесятым, тогда же и появились такие фотографы-пионеры как Уильям Эгглстон, Мартин Парр и Джоэл Мейеровиц.
William Eggleston
Martin Parr
Joel Meyerowitz
Надо сказать, что в то время сама идея серьезной цветной фотографии точно так же ставилась дорогой общественностью под сомнение,
как последние десять лет - идея серьезной цифровой фотографии. Технологии меняются, люди - нет!
В общем, дороговизна и сложность цветного процесса долгое время не позволяла фотографам полностью отказаться от чб
- а когда возможность появилась, многие и не захотели, потому что "классика" и "благородное зерно".
Помните: когда вы в очередной раз называете цветную фотографию "недостаточным искусством" - Мейеровиц плачет.
2. Чб-фотография сложнее цветной,
чтобы снимать в чб нужны особые способности и талант
- миф эпохи автоматизированного цифрового фото. Сейчас, чтобы получить черно-белое изображение,
нужно уметь пользоваться графическим редактором, причем грамотно, иначе получится серое.
Что до классических технологий, то до сих пор проявить и напечатать чб-пленку в домашних условиях намного проще, чем цветную.
Таким образом в аналоговой фотографии чб не только не сложнее, но даже и намного легче, чем цвет.
3. На чб снимают исключительно настоящие художники, на цвет - все остальные
No comment.
Итак, подытожу все вышесказанное: черно-белая фотография - это не отдельный жанр,
а технический прием. Атмосферу туманного городского пейзажа легче передать через чб,
портрет рыжей девушки - через цвет.
Зимний черный лес на белом снегу - чб, летняя поляна с красными грибочками - цвет.
Отсутствие цвета - это тоже цветовое решение, в конце концов!
Им тоже нужно уметь пользоваться, а не пихать куда попало, потому что мастера так делали.
В группе
B&W на Фликре сто тридцать семь тысяч человек и почти три тысячи фотографий,
и что-то у меня не получилось ничего хорошего выудить оттуда,
чтобы обсудить здесь в качестве примера :(