2.2 Документальный портрет: театр спонтанности и парадокса

Aug 13, 2012 07:50


Документальный портрет - это портрет, который делается в рамках фоторепортажа (фотоэссе)
на какую-то тему. Чаще всего оказываются запечатлены никому не известные до этого момента люди
- жертвы потопа, безымянные солдаты, беженцы, и другие товарищи,
которые оказались не в то время в не том месте.

Иногда (реже, но случается) объектом камеры становятся знаменитости, если журналу,
например, нужен "жизненный" портрет звезды в ее естественной среде обитания
(на улице, в гримерке, и т.д. )



canon eos 30D, 18-55mm

Документальный портрет может быть и частью серии, состоящей из одних только портретов
- но такая серия, скорее всего, по своему стилю будет немного отличаться от типичной документалистики.



canon eos 30D, 70-200mm

Рассмотрим самый типичный случай:
документальный портрет как отдельно взятая фотография из репортажа
Современные репортажи в массе своей делятся на две главные темы - о том, как страшно живут люди,
и о том, как странно живут люди. Во втором случае "моделями" обычно становятся типичные представители
той прослойки общества, о жизни которой нам известно мало или почти ничего (кадеты, монахи, редкая народность).

Вот, например, великолепная серия работ американского фотографа Антонио Болфо о полиции Нью-Йорка.
Болфо участвовал в ночных рейдах и сделал кинематографически прекрасный,
но при этом абсолютно реальный материал о том, чего обычные люди обычно не видят.

Много портретов, конечно:







Всю серию можно посмотреть тут: www.antoniobolfo.com
(кстати, в интернете почему-то часто встречаются упоминания, что Болфо - сам бывший полицейский, хотя это не так)

Финбар О'Рейли, в свою очередь, снял фотоэссе о жизни белых людей, рожденных в Африке - африканерах.
Для меня откровением стал уже тот факт, что в ЮАР живут около пяти миллионов потомков белых колонистов,
ну а фотографии, показывающие, как именно они там выживают, разбередили воображение не меньше.

Портреты:







Вся серия целиком и авторский текст О'Рейли к ним на сайте Reuters:
http://blogs.reuters.com/photographers-blog/2010/03/26/hardship-deepens-for-south-africas-poor-whites/

Скорее всего вы уже заметили самое главное отличие этих портретов от картинок в обычных журналах:
у документального фотографа нет задачи показать его "модель" в наилучшем виде.
Человек на снимке не обязан никому быть красивым или даже симпатичным - если он не выглядит так,
конечно, в реальной жизни в этот отдельно взятый и запечетленный отрывок времени, вопреки лишениям и горю.
Поводом для фоторепортажа часто становятся личные катастрофы и пограничные человеческие состояния
- ну а человек, переживающий стресс или горе, совсем не обязан улыбаться в камеру или выглядеть "приятно" для кого-либо.

Не улыбается знаменитая "мать переселенцев" на классическом снимке Доротеи Ланж (1936)
- пожалуй, самый известный американский документальный портрет, когда-либо сделанный:



Другие фотографии Ланж периода Великой Депрессии:
http://www.shorpy.com/dorothea-lange-photographs

На втором месте по известности - кадр с афганской девочкой Стива Маккарри (1985) :



История этого снимка на википедии:
http://en.wikipedia.org/wiki/Afghan_Girl
&
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%82_%D0%93%D1%83%D0%BB%D0%B0

Естественно, в этом жанре категорически не допускается никакого вмешательства фотографа в происходящее в кадре.
Максимум, что он может сделать - это попросить свою случайную "модель" посмотреть в камеру.
Ретушь и манипуляции с картинкой (фотошоп) тоже под строгим запретом.
И даже эти простые правила постоянно нарушаются - профессиональная деформация не щадит никого,
репортеры идут на многое ради удачного снимка, и речь идет не только о ретуши.

2010 год, Гаити, землятрясение, хаос, мародерство.
Фотокорреспонденты передвигают тело пятнадцатилетней Фабьен Черизмы
и подкладывают картины обратно ей в руки, чтобы сделать композицию более драматичной:



- затем двое из них получают престижные премии за посмертный портрет, но это уже совсем другая история.

Опустим моральный аспект этого поступка, но вот о чем нужно помнить:
ровно в тот момент, когда вы попросите вашу модель переодеть рубашку,
документальный репортаж становится постановкой, а вы перестаете быть фотокорреспондентом.

...и становитесь фотографом, снимающим портреты в интерьере, о которых мы будем говорить в следующий раз!

Чтобы не заканчивать на такой мрачной ноте - предлагаю вам посмотреть на нетипичные работы Антонина Краточвила,
который часто фотографирует голливудских актеров и музыкантов в редком для подобного заказа уличном стиле:



Вот его сайт:
www.antoninkratochvil.com

Будьте здоровы!

фотошкола, портрет

Previous post Next post
Up