После освоения родины «Золотой Хохломы» - города Семёнов, было решено покорить следующий «художественный рубеж». И вот мы на пути в старинное село - а ныне посёлок городского типа - Палех, что в Ивановской области.
Как оказалось, большинству название населённого пункта не давало никакой информации, но после демонстрации предметов палехского искусства многие говорили: «А, знаем!»
Кроме самого музея лаковой миниатюры, где как раз и выставлено собрание многочисленных шкатулочек и коробочек, в нашей программе значилось также посещение дома-музея основоположника этой техники живописи - Ивана Голикова и недавно открывшегося Музея иконы.
Последний как раз меня и удивил! Считаю себя совершеннейшим «профаном» в области иконописи, и, честно говоря, никогда этот вид живописи меня и не привлекал. Но то, что я увидела в музее - прямо скажем, поразило.
Вот, например, в каком храме можно встретить такую икону?
Или такую?
Не правда ли, похоже на художественную иллюстрацию к какой-нибудь сказке? Признаюсь честно, в таком «неплоском» изображении лично мне иконы нравятся больше.
Есть здесь такие экспонаты, в которых чувствуется глубина, что ли…
Причём, мы привыкли видеть иконы прямоугольной формы, но их пишут так же кругом, овалом
и даже составной композицией.
Есть в этом музее иконы-минеи, т.е. те, что посвящены определённому святому, почитавшемуся в текущий месяц,
А есть и составные годовые минеи.
Чем отличается палехская школа иконописи от других? Экскурсовод говорит, что более тонкой прорисовкой композиции, за счет чего образы получаются светлыми и воздушными, поэтому палешанам доверяют писать иконы даже такие консерваторы, как старообрядческие общины. Но тут уж поверьте мне (давно и бурно интересуюсь староверами) - заслужить их одобрение ой как непросто!
Вы отличаете тонкую прорисовку? Я - нет, и так бы и поверила на слово, если бы не экспозиция в следующем музее - Лаковой миниатюры.
Вот где ювелирная работа!
Вот где чётко видны детали!
Вот где сажается зрение! (Ну, конечно, не только здесь, но сравните размер шкатулочки и мой палец. Заверяю, что пальцы у меня ни разу не большие!)
Основоположник этой техники живописи - как я уже писала - Иван Иванович Голиков, бывший иконописец, оставшийся в годы революции без заказов и средств к существованию.
Сначала он рисовал декорации в театре, в 1921 году расписал первую шкатулку из папье-маше, а затем, спустя три года, решил пуститься в «свободное плавание» в мире живописи и образовал первую ассоциацию художников-миниатюристов под названием «Артель древней живописи».
С помощью известных покровителей, в числе которых был и Максим Горький, ассоциация художников постепенно обрела мировую известность.
И если в начале творчества основными мотивами была природа и сказки,
то затем, с веянием времени, миниатюры стали расписывать и на тему колхозной жизни,
и на тему произведений русских классиков
и даже в честь первого полёта в космос.
Нашёл отображение в работе палешан даже подвиг французской коммунистки Раймонды Дьен, лёгшей на рельсы, чтобы не допустить отправки составов с боевой техникой в бывшую колонию Индокитай.
Также в сказочной палехской манере была написана символичная карта села с доминирующей постройкой - Крестовоздвиженским собором, в который мы тоже заглянули.
Снаружи храм величественен, сверкает белыми стенами и синими куполами.
Внутреннее же состояние тронет за душу даже самого ярого атеиста. Почему-то, как это часто бывает, сапожник оказывается без сапог, т.е. в данном случае, в селе, где каждый 10 житель - иконописец, фрески в храме находятся в ужасном состоянии. Монахини сказали, что реставрации не было уже очень давно, а экскурсоводы музея подтвердили, что до 1993 года, пока собор был в составе Музейного комплекса, за ним ухаживали, а с тех пор, как передали в введение Русской Православной церкви, денег на него не выделяют. Жалко, не разрешили фотографировать, и не показать вам тех шикарных старинных полов, витых лестниц и осыпающейся росписи.
Наверное, глупо задавать вопрос: почему?