Джон Гилкрист. "Мухаммад - пророк ислама". Оценка многоженства Мухаммада

Mar 06, 2011 01:57

Жены пророка в Медине

Незадолго до переселения переселения в Медину Мухаммад потерял Хадиджу, свою единственную мекканскую жену. Его брак с ней был здоровым и счастливым и продолжался двадцать пять лет. Однако ее смерть принесла большие изменения в личную жизнь пророка: с этого времени количество его жен все увеличивалось. Двенадцать лет спустя, к моменту его смерти на новой родине в Медине, их было девять.

Его новой женой стала Сауда бинт Замаа, женщина, у которой был сын и которая бежала в Абиссинию во время преследований первых мусульман в Мекке. Ей было за тридцать - возраст, когда по стандартам того времени женщина уже не выходит замуж. Мухаммаду было уже за пятьдесят, так что для него она была еще достаточно молодой. К этому времени он связал себя узами брака с очень юной Айшой, которой, по преданию, было только девять лет. Она была дочерью его ближайшего товарища Абу Бакра, и эта свадьба, по арабским традициям, могла отчасти скрепить неразрывными узами их и без того тесные взаимоотношения. Айша была любимой среди других его жен и единственной, ни разу не выходившей замуж до него. Несмотря на свой юный возраст, она была очень вспыльчивой и часто становилась источником скандалов. Однажды ее забыли взять с собой в путешествие в Мекку, и товарищ пророка, Савфан, привез ее в город. То, что жена пророка осталась одна в обществе постороннего мужчины, возбудило подозрения и породило слухи, и даже сам пророк некоторое время держался с ней довольно холодно. Событие это получило отклик в Коране (сура 24:11-20) в оправдание ее невинности. Сама же Айша была очень недовольна подозрительностью мужа.

С течением времени она превратилась в стройную женщину и, как говорит предание, была очень умной. Огромное количество ранних повествований о пророке было приписано ей. Вот как один из первых мусульман описывал ее характер:

Я не встречал никого, кто бы знал больше о сунне (практике) посланника Аллаха, да благословит его Аллах, чем Айша, никого, кто разумнее бы высказывал свое мнение, если спрашивали о ее мнении, никого, кто лучше бы разбирался в стихах, откровении, в них заложенном, или подсчитывал фараид (наследство).

(Ибн Саад, Табакат, том 2, с. 481)

Следующей женой пророка была Хафса, дочь еще одного его ближайшего товарища, на этот раз Умара. Ее первый муж был в числе немногих мусульман, погибших в битве при Бадре, и брак этот был продиктован не желанием сторон, а данью уважения к погибшему. Она и Айша, будучи самыми юными, стали очень близки. Следующими двумя женами были Умм Салама и Зайнаб бинт Хузайма, последняя умерла спустя три месяца после замужества. Затем следует Джувайрийа из племени бану хозаа. Ее племя было захвачено во время похода, и только благодаря ее замужеству оно было освобождено без всяких последствий. К этому времени Айшу не на шутку обеспокоило увеличивающееся количество семейных апартаментов, пристроенных к дому пророка. К тому же ее, вероятно, убедили, что истинной причиной заключения браков была естественная тяга мужчины к хорошеньким женщинам. Она высказалась так:

Она была очень красивой женщиной. Она пленяла каждого мужчину, посмотревшего на нее. Она пришла к посланнику попросить помощи в своем деле. Как только я увидела ее через дверь моей комнаты, она мне не понравилась, поскольку я знала: он будет смотреть на нее так же, как и я.

(Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 493)

Айша, чей язык был таким же острым, как и разум, сделала вывод: «Я не знаю ни одной женщины, которая была бы большим благословением для своего народа, чем она». Затем Мухаммад берет в жены Зайнаб бинт Джахш и Марию, египетскую рабыню и коптскую уроженку. За ними следуют дочь Абу Суфиана, Умм Хабиба, и иудейка Сафийа, чей отец Хуайх, муж Кинан и оба ее брата были убиты мусульманами в Хайбаре. Последний брак был заключен с женщиной по имени Маймуна, хотя, возможно, он был женат еще на одной иудейке Райхане, единственной выжившей из племени бану курайза. Известно, что она «показала отвращение к исламу, когда ее пленили, и оставалась верной иудаизму» (там же, с. 466). Мусульманские писатели часто утверждают, что все браки Мухаммада были результатом исключительно сострадания и желания защитить женщин, потерявших мужей и нуждающихся в помощи с его стороны. Но здесь необходимо напомнить, что две его иудейские супруги стали вдовами из-за того, что их мужья были безжалостно убиты мусульманами.

Ни один брак пророка не вызывает большего количества пересудов, чем женитьба на двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш. Она была женой его приемного сына Зейда ибн Хариса, но, по всей видимости, их брак был неудачен, и вскоре Мухаммад начал проявлять к ней стойкий интерес. Зейд был готов дать жене развод, но пророк вначале отговорил его. Ситуация в семье не улучшалась, и вскоре после того, как они расстались, Мухаммад женился на Зайнаб, причем устроил самый грандиозный свадебный пир. И все же скандал разгорелся, поскольку арабы посчитали брак между ним и женой его приемного сына равносильным инцесту. И опять своевременное появление в Коране откровения оправдало действия Мухаммада:

Ты вспомни (Мухаммед!), как ты сказал тому, к кому Аллах был благ и ты щедротами осыпал: «Ты должен удержать супругу при себе и гнева Господа страшиться. ... Тебя Мы с нею браком сочетали, чтоб верующим не было стесненья брать в жены (разведенных) жен приемных сыновей...»

(Сура 33:37)

Судя по всему, пророка не осуждали за брак с разведенной женщиной, даже несмотря на то, что зарождался он еще до того, как состоялся развод. Иисус недвусмысленно учил, что в глазах Бога подобный союз является нарушением супружеской верности.

Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует.

(Лк. 16:18)

Из Библии следует, что никто не должен разделять супружеские пары, соединенные Богом.

Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

(Мк. 10:9)

Библия рассматривает разводы как нечто разрешенное Богом, но они Ему очень не нравятся, и, как гласит предание, Мухаммад сам подтверждает эту точку зрения:

Ибн Умар повествует, что посланник (да пребудет он с миром) сказал: «Из всех незаконных действий самым отвратительным для Аллаха является развод».

(Китаб ас-сунан Абу Дауда, том 2, с. 585)

И тем не менее заявления Корана о том, что сам Аллах возжелал этого брака Мухаммада и Зайнаб, было достаточно, чтобы удовлетворить последователей пророка. Согласно преданию, Зайнаб впоследствии часто колола ядовитыми насмешками остальных жен, говоря, что ее брак с пророком был заключен на небесах.

Ревность жен Мухаммада

Хотя Коран позволяет мусульманам иметь до четырех жен одновременно (сура 4:3) при условии равного отношения ко всем, Мухаммаду было дано разрешение иметь столько жен, сколько он пожелает, до тех пор, пока откровение в конце концов не запретило ему дальнейшие браки (сура 33:52). Мусульманские писатели оправдывают полигамию своего пророка не только тем, что все его браки продиктованы стремлением защитить слабых женщин, но и тем, что он всегда относился к ним с одинаковой заботой и уважением. Если это действительно так, то среди них не было бы проявлений ревности, однако свидетельства, описывающие жизнь Мухаммада, пестрят многочисленными примерами инцидентов, из которых отчетливо следует, что жены пророка часто не ладили друг с другом.

Предание гласит, что брак Мухаммада с Зайнаб бинт Джахш явился основной причиной ревности между его женами. Записан случай из жизни пророка, когда Айша и Хафса тайно сговорились, пытаясь заставить его оказывать Зайнаб меньше внимания. Вот что говорится об этом в предании:

Повествует Айша: «Посланник Аллаха привык пить мед в доме Зайнаб, дочери Джахша, и оставался с ней там. Мы с Хафсой договорились втайне, что если он придет к одной из нас, то мы должны сказать ему: „Похоже, ты съел магафир (тип дурно пахнущей смолы), когда я понюхала, от тебя пахло магафиром“. Мы так и сделали, и он ответил: „Нет, но я пил мед в доме Зайнаб, дочери Джахша, и больше никогда не сделаю этого. Я поклянусь в этом, а ты никому не расскажешь об этом“».

(Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 404)

Говорят, что пророк очень хорошо разбирался в духах и благовониях, но терпеть не мог чеснока и подобных приправ, поэтому так близко к сердцу принял жалобы своих жен. Ал-Бухари говорил, что позже этот случай явился причиной откровения в Коране, которое дало право Мухаммаду отречься от своей клятвы:

О пророк! Зачем ты запрещаешь себе то, что разрешил тебе Господь, ища расположенья жен своих? Господь ведь Милостив и Всепрощающ! Господь для вас позволил клятвы расторгать, Он - Покровитель ваш, всеведущий и мудрый.

(Сура 66:1-2)

Эта уступка, сделанная пророку в Коране, достаточно любопытна. Библия придает клятвам очень серьезное значение, поскольку тот, кто клянется, обращается к самому Богу как к свидетелю:

Если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его; ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя, и на тебе будет грех.

(Втор. 23:21)

Похоже, что стихи, приведенные в Коране, являются удобным послаблением этому принципу.

Эти стихи, как повествует предание, имели отношение к еще одному инциденту. Как-то Умар, отец Хафсы, засомневался в словах дочери, услышав, что временами между Мухаммадом и его женами происходят трения и конфликты. Однажды Умар спорил со своей женой и был сильно раздражен тем, что она имела смелость докучать ему и давать советы, которые шли вразрез с мнением пророка. Ее возражения навели его на мысль, что жены Мухаммада тоже оспаривают его мнения и, не задумываясь, открыто выражают свое несогласие с ним при любом удобном случае:

Она сказала: «Какой ты странный, о сын ал-Хаттаба! Ты не хочешь убедиться в словах своей дочери. Разумеется, Хафса спорит с посланником Аллаха до такой степени, что он ходит сердитый весь день!» Затем, рассказывает Умар, он сейчас же одел свое одеяние для прогулок, пошел к Хафсе и сказал ей: «О моя дочь, ты действительно споришь с посланником Аллаха так, что он ходит сердитый весь день?» Хафса ответила: «Перед Аллахом, мы спорим с ним». Умар сказал: «Знай, что я предупреждаю тебя наказанием Аллаха и гневом посланника Аллаха. О моя дочь! Не соблазняй того, кто гордится ее красотой, поскольку любовь посланника Аллаха для нее (т. е. для Айши)».

(Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 406)

Эта история показывает, что, несмотря на тесную дружбу и склонность временами совместно устраивать заговоры против других жен Мухаммада, даже между Айшой и Хафсой существовала ревность. Как известно, Айша была любимой женой Мухаммада, и Умар был чрезвычайно заинтересован, чтобы его дочь не завидовала ей. Необходимо добавить, что они устроили заговор и против самого Мухаммада. Коран дает достаточно резкую оценку этим интригам:

Когда одной из жен своих пророк поверил тайну, она передала ее другой. Бог сообщил ему об этом. (Пророк) часть (сказанного) подтвердил, а часть - отверг. И вот когда сказал он ей об этом, она спросила: «Кто сообщил тебе?» Ответил он: «Сказал мне Тот, Кто ведает и знает обо всем». Коль обе вы в раскаянии к Богу обратитесь, ведь, истинно, ваши сердца к сему склонились, (Бог вам простит); но если вы против него пойдете, то, истинно, Аллах его защитник, и Джабриил, и справедливый из принявших веру, и даже ангелы потом придут ему на помощь.

Сура 66:3-4)

Ибн Аббас, один из последователей Мухаммада, еще не успел спросить Умара, кто были эти две женщины, которые поддерживали друг друга в заговоре против пророка, как он сам сказал, что это Айша и Хафса (Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 408). И действительно, напряжение между Мухаммадом и его женами порой было настолько сильным, что, казалось, при каком-нибудь удобном случае он даст развод всем сразу. Коран предупреждал их:

А коль пророк вам даст развод, возможно, что Господь взамен вас лучших жен ему пошлет, кто Богу предался в раскаянии должном, живет в смирении и благочестье, и совершает хадж, посты блюдет, - будь то девицы или вдовы.

(Сура 66:5)

Предание повествует, что Умар самолично заверил жен пророка в истинности этого стиха, чтобы они не думали поддерживать друг друга в заговоре против мужа, надеясь избежать последствий. Если Аллах пожелает, он может позволить пророку развестись с каждой из них, а взамен даст лучших жен (Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 410).

Существует еще один случай, когда Коран одобряет желание Мухаммада изменить мнение о практике, которой он строго следовал до сих пор. Чтобы продемонстрировать одинаковое отношение к своим женам, он посещал их по очереди, проводя каждый последующий день только с одной из них. Откровение дает ему право отказаться от такой последовательности:

Ты можешь (свой ночной визит) по своему желанию к одной (жене) отсрочить, и пригласить к себе другую, иль ту принять, которой раньше пренебрег, - и в этом на тебе греха не будет…

(Сура 33:51)

Некоторое время назад Айша определенно выразила ревность по отношению к женщинам, которые «предлагали себя посланнику Аллаха» (Ас-Сахих Муслима, том 2, с. 748) и которые постепенно увеличивали количество домочадцев, по мере того как Мухаммад брал их в жены с разрешения Корана (сура 33:50). Вероятно, она имела в виду Джувайрийю и Зайнаб бинт Джахш. Это откровение означало, что предназначенные ей дни, когда она могла бы насладиться обществом мужа, отодвигались на неопределенное будущее. А когда он объявил о предоставлении ему божественного разрешения на отмену своего обычая и возможности каждый день принимать ту, которую пожелает, ее разочарование вылилось в полные сарказма строки:

«Я чувствую, твой Бог спешит выполнить твои стремления и желания».

(Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 295)

Многоженство Мухаммада долгое время являлось мишенью для критики со стороны западных и христианских ученых. Мусульмане, со своей стороны, представляли его идеальным мужем, который всегда относился к своим женам абсолютно честно и справедливо. Вероятно, у жен пророка не было достаточно веской причины жаловаться на него, но даже поверхностное изучение его взаимоотношений с ними показывает, что между женами не утихали разногласия, заговоры и ревность. Будучи далеко не лучшим образцом гармоничности полигамии, история многоженства Мухаммада лишний раз подтверждает библейский идеал моногамии. Вопрос в том, по силам ли мужчине относиться к своим женам одинаково. Жена призвана посвятить себя единственному мужу (Быт. 3:16). Точно так же и муж должен безраздельно любить свою жену и быть преданным ей (Еф. 5:25-31). Совершенно очевидно, что муж не может в полной мере отвечать своей жене взаимностью, если он вынужден делить любовь между несколькими супругами.

Разочарование и ревность Айши, несмотря на ее роль любимой жены Мухаммада, являются лучшим свидетельством, что он не мог относиться к своим женам одинаково. Ее недовольство и остроумные реплики были вызваны, скорее всего, подсознательным сожалением, что она не была его единственной женой. Существует доказательство, что после смерти Хадиджи он женился вначале на ней, а уж потом на Сауде бинт Замаа (Ас-Сахих Муслима, том 2, с. 748), и если это действительно так, то ее разочарование совершенно понятно. Она была единственной женой Мухаммада, которая никогда не была до него замужем, и, очевидно, сожалела, что не может насладиться такой же безраздельной любовью, которую отдавала ему.

Оригинал статьи

ислам, иисус, христос, арабы, аллах, джон гилкрист, пророк, мухаммад, аравийский, мухаммед

Previous post Next post
Up