Об идеологическом противостоянии «Исламского государства» рассказывает востоковед Кямал Гасымов
Как появление «Исламского государства» изменило ход событий в Ираке и Сирии, каким образом ведется противостояние между «Исламским государством» и его противниками на идеологическом уровне, а также о политико-религиозных диспутах вокруг самопровозглашенного халифата - в лекции востоковеда Кямала Гасымова.
Чужие среди своих
Против президента Башара Асада в Сирии воюют три основные военно-политические силы: отряды, представляющие Свободную сирийскую армию и признающие в качестве своего политического представителя «Национальную коалицию сирийских революционных и оппозиционных сил», «Исламский фронт», в состав которого входят семь крупных «исламистских» объединений, и «Джабхат ан-Нусра ли-ахл аш-Шам» («Фронт помощи жителям Шама») - непосредственный союзник «Аль-Каиды».
Все остальные небольшие группировки, а их там около 90, относят себя к одному из этих трех крупных объединений или координируют с ними свои действия.
Ситуация изменилась, когда в апреле 2013 года Абу Бакр аль-Багдади, глава «Исламского государства Ирака», объявил о создании «Исламского государства Ирака и Леванта». Возникновение «исламского государства» изменило многое внутри сирийского конфликта. ИГ стало требовать от остальных объединений и отрядов присяги новому амиру (правителю) и подчинения исламским законам, которые установили судьи ИГ.
На территориях, которые контролирует ИГ, были созданы шариатские суды и исламские школы, где детей обучают правилам ислама и некоторым светским предметам. Женщин там заставляют носить никаб. Там публично приводятся в исполнение наказания категории худуд (отрубание рук, побивание камнями). Кроме того, ИГ сразу же вступило в конфликт со всеми другими объединениями и отрядами.
Оно возникло после того, как аль-Багдади объявил, что «Исламское государство» и «Джабхат ан-Нусра» объединились в «Исламское государство Ирака и Леванта». Но лидер «Джабхат ан-Нусры» Мухаммад аль-Джулани эту инициативу отверг. По его мнению, в условиях войны с асадовским режимом не время создавать исламское государство. К тому же в создании государства должны принимать участие все стороны, участвующие в джихаде: отряды муджахидов, авторитетные богословы, бойцы, приехавшие из других стран (мухаджиры), а не одна сторона.
Аль-Джулани также учтиво напомнил аль-Багдади, что уже присягнул лидеру «Аль-Каиды» Айману аз-Завахири.
Согласно исламскому праву, необходимо учитывать, какую пользу (маслаха) или вред (мафсада) может принести обществу решение определенных вопросов. Согласно аль-Джулани, другим командирам отрядов и авторитетным богословам Сирии, объявление исламского государства в современных условиях принесет огромный вред.
Однако аль-Багдади не согласился с решением аль-Джулани: войска ИГ атаковали оппозиционные силы и лагеря «Джабхат ан-Нусра». Отряды Свободной сирийской армии и всех, кто связан с «Нацкоалицией», ИГ обвинило в неверии (куфре) или в вероотступничестве (иртидаде).
Они рассуждают следующим образом: раз существует «Исламское государство», то все остальные исламские группы в Сирии и Ираке должны дать присягу ее правителю и подчиниться ее законам.
Отряды ИГ также стали убивать работников благотворительных организаций и журналистов, связанных с оппозицией, обвиняя их в шпионаже, и практиковать насилие в отношении христианского населения.
Агрессивные действия ИГ привели к тому, что против нее объединились практически все оппозиционные силы. Они обвиняют лидеров и бойцов «Исламского государства» в особой жестокости, радикализме и буквализме. Практически все официальные религиозные, политические и социальные институты, представляющие сирийскую оппозицию, осудили ИГ и объявили, что ее действия приводят к смуте и кровопролитию между сирийцами. «Нацкоалиция» назвала ИГИЛ террористической организацией.
В ноябре 2013 года все близкие к джихадистам новостные ресурсы и форумы опубликовали заявление аз-Завахири, в котором тот призвал прекратить междоусобную войну и с помощью шариатского суда «совместно решить проблемы между муджахидами». Он повелел аль-Багдади не вмешиваться в дела Сирии и уйти в Ирак. Фактически, аз-Завахири объявил, что ИГ является нелегитимным, «самопровозглашенным» образованием.
Однако в ответ на обращение аз-Завахири Абу Бакр аль-Багдади заявил, что не собирается покидать Сирию и что будет и далее вести войну за укрепление «Исламского государства».
Данное событие является очень важным, так как впервые в истории джихадистского движения джихадисты ослушались прямого приказа лидера «Аль-Каиды».
Враг моего врага - мой враг
«Исламским государством» ведется не только военная борьба, но и идеологическая. Идеологи и религиозные институты, поддерживающие сирийскую оппозицию и «Исламский фронт», развернули против ИГ настоящую войну фетв - религиозно-правовых заключений.
Когда ИГ только появилось, сирийская оппозиция не имела четкого представления о том, как следует строить с ним отношения. Эта организация стала представлять угрозу не только своими агрессивными действиями, но и идеологией, которая оказалась привлекательна для многих бойцов, разочаровавшихся в «светской» оппозиции.
Более того, переселение в халифат было заветной мечтой большого числа иностранных муджахидов, многие из которых приехали в Сирию именно ради исламского халифата, о котором постоянно слышали от различных проповедников.
Мусульманским богословам Сирии пришлось столкнуться с множеством вопросов о том, как воспринимать ИГ.
Мусульманские богословы в сирийском конфликте играют очень важную роль. Они поддерживают различные решения политиков своими фетвами, отвечают на вопросы муджахидов, призывают и привлекают молодежь к джихаду против Асада, решают, в каком из отрядов мусульманам можно воевать, а в каком нет, легитимна ли с точки зрения ислама власть тех или иных командиров (амиров) или, наоборот, незаконна, соответствуют ли законы или порядки, установленные на территориях, которыми управляют сирийские повстанцы, шариату.
Кроме того, они выдают специальные рекомендации, которые значительно облегчают командирам отрядов получение помощи от исламских благотворительных организаций.
Все эти функции в Сирии выполняет «Сирийский исламский совет» (Ал-Маджлис ал-Ислами ас-Сури), который включает в себя большинство религиозных комитетов и организаций, возникших после 2011 года. В состав совета входят наиболее авторитетные богословы, в том числе и те, которые находятся прямо в зонах конфликта.
Ежегодные собрания совет проводит в Дохе и Стамбуле - авторитетные исламские богословы и организации Катара и Турции также оказывают ему поддержку. В работе совета активное участие принимает «Лига богословов Леванта» («Рабита аль-Улама аш-Шам»), «Лига сирийских проповедников» («Рабита аль-Хутаба ас-Суриин») и некоторые другие организации. Совместно с ними работает и «Лига сирийских богословов» («Рабита аль-Улама ас-Суриин»).
Все эти организации проводят религиозную политику для поддержки сирийской оппозиции. Фактически они представляют собой ее «религиозный авторитет».
Фетвы и заявления, сделанные богословами данных организаций, являются авторитетными для многих союзных отрядов.
В середине ноября 2013 года один из руководителей «Лиги богословов Леванта» - шейх Усама ар-Рифаи объявил ИГ радикальной организацией, которая считает богоугодными убийства мусульман. Он призвал их одуматься и прислушаться к знающим и авторитетным богословам.
В феврале 2013 года «Лига сирийских богословов», «Лига богословов Леванта», «Лига сирийских проповедников», «Исламский комитет аш-Шам» и другие религиозные организации издали коллективную фетву, отвечая на вопрос «Можно ли рассматривать столкновения между исламскими отрядами и ИГ как раскол (фитну)? Некоторые отряды решили воевать против ИГИЛ, в то время как другие опасаются воевать против них, так как рассматривают их как братьев по вере».
Подобный вопрос бойцы в Сирии задают неслучайно: если конфликт со сторонниками ИГИЛ рассматривать только как раскол или смуту (фитну) между мусульманами, то тогда воевать с ними запрещено, ибо при смуте (фитне) следует воздержаться от конфликта.
Смута возникает, когда заблуждаются обе стороны, и спорят они исключительно ради мирских вещей или же конфликтуют по какому-нибудь очень запутанному вопросу. В таких случаях мусульманские авторитеты прошлого советуют всячески избегать конфликта, ибо согласно преданию Пророка: «Если скрестят мечи [вступят в бой] два мусульманина - то и убийца и убитый окажутся в адском пламени».
Принимая это обстоятельство во внимание, богословы ответили так: со дня своего основания ИГ обвиняет в предательстве и пособничестве сирийскому режиму и Западу всех, кто не согласен с ним или не желает признавать их организацию. Командиры отрядов ИГ ведут себя так, словно они представляют государство, которому должны все подчиняться, убивают несогласных, обвиняют в неверии других муджахидов и под этим предлогом отбирают у них имущество и земли.
К тому же ИГ захватывает уже освобожденные от сирийской армии территории, то есть присваивает то, что было освобождено отрядами, которые сражаются против сирийского режима.
В итоге авторы фетвы призывают сражаться против ИГ, так как рассматривают их в качестве мятежников или бандитов, «распространяющих на земле нечестие».
По их мнению, конфликт с ИГ - это не смута (фитна), а война с «мятежниками» и «бандитами», проливающими кровь мусульман. Однако они предупреждают муджахидов о том, что, несмотря ни на что, главным противником является Асад и его шиитские союзники.
В конце декабря 2013 года все авторитетные религиозные организации, поддерживающие сирийскую оппозицию и муджахидов, издали заявление, в котором жестко раскритиковали ИГ как преступную организацию, извращающую истинные цели сирийской революции и служащую сирийскому режиму. Данное заявление было зачитано на многих арабских новостных телеканалах и опубликовано на различных исламских сайтах.
В конце января 2014 года мусульманские ученые, входящие в «Лигу сирийских богословов», решили ответить новой фетвой на вопросы: «Почему группа, известная как ИГИЛ, вступила в конфликт с исламскими отрядами?», «Можно ли назвать то, что происходит между исламскими отрядами и ИГИЛ, смутой или расколом?».
Лига в очередной раз заявила, что происходящее никак смутой или расколом назвать нельзя. Но прежде, чем ответить на эти вопросы, надо задать себе два других важных вопроса: «В чем заключается цель сирийской революции?» и «Чего хочет организация под названием ИГ?».
По мнению богословов, цель сирийской революции - это прежде всего освобождение от режима Асада. Никто не говорит о создании исламского государства. После уничтожения режима политические и государственные вопросы будут решаться на совете (шура) в котором будут представлены все представители сирийского народа.
Что касается второго вопроса, то лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади отрекся от своей присяги Айману аз-Завахири - лидеру организации, в которой состоял, и провозгласил себя амиром (правителем) так называемого ИГ. Айман аз-Завахири не согласился с подобным решением, а аль-Багдади его ослушался и стал призывать мусульман присоединиться к ИГ.
Авторы фетвы говорят, что достаточно посмотреть на то, что творили и творят сторонники ИГ в соседнем Ираке и сколько невинного суннитского населения они погубили. По их мнению, сирийский режим использует действия этой группы для обоснования того, что он воюет не против оппозиции, а против террористов.
Богословы заключают, что нельзя отрекаться от сирийских муджахидов и их командиров, которые хорошо известны авторитетным ученым и народу своими подвигами и благими делами и которые пролили немало крови, защищая сирийцев, ради подозрительного, никому не известного человека со смутными идеями, который пришел из Ирака и требует подчиниться несуществующему государству.
Хариджиты XXI века
В самом начале конфликта многие богословы как в Сирии, так и за ее пределами говорили, что сторонники ИГ - «еретики», мусульмане, которые не правильно поняли тексты ислама. Их преступления и радикализм связаны с тем, что они совершили неверный иджтихад - интерпретацию Корана, сунны и политической действительности. Они мятежники (бугат), которые вышли с мечом против мусульман. Но тем не менее они мусульмане. Например, подобного мнения придерживался председатель комитета по фетвам «Лиги сирийских богословов», шейх Марван ал-Кадири.
Со временем, когда ИГ целенаправленно стало уничтожать полевых командиров и бойцов сирийской оппозиции, богословы стали более резки в своих выводах.
В начале июня 2014 года члены религиозных институтов Сирии стали говорить, что некоторые последователи ИГ уже перешли все границы - обвиняют в неверии мусульман, «объявляют дозволенными их жизни и имущество» (убивают и грабят их). Поэтому отрядам ИГ по многим параметрам подходит описание хариджиты и с ними необходимо сражаться до тех пор, пока они не перестанут воевать с мусульманской общиной (уммой).
Ситуация на идеологическом фронте обострилась, когда аль-Багдади 29 июня 2014 года объявил халифат и ИГИЛ превратилось в «Исламское государство». После появления халифа и нового халифата мусульманские богословы оказались в затруднительном положении.
Много лет различные мусульманские мыслители, законоведы и политологи говорили об исламском государстве, халифате и его форме. И вдруг нашелся человек, который наконец объявил этот халифат и отверг границы государств, начертанные колониалистами.
Идея халифата оказалась очень привлекательной для многих джихадистов. Проповедники нового государства призвали мусульман всего мира - врачей, инженеров, военных, ученых - приехать на земли Ирака и Леванта, сжечь свои паспорта и совместно строить халифат.
Противникам аль-Багдади нужно было срочно опровергнуть и делегитимизировать халифат. Одна из самых авторитетных в мусульманском мире религиозных организаций - Международный союз мусульманских ученых под председательством Юсуфа аль-Карадави - взяла на себя эту задачу. Эта организация, главный офис которой находится в столице Катара, с самого начала сирийского конфликта жестко критиковала сирийский режим, поддерживала Свободную сирийскую армию и политических противников Асада.
В фетве, которую опубликовал союз, говорится что «все мы желаем халифата на основе учения Пророка, однако крупные проекты нуждаются в осмыслении и изучении».
Чтобы халифат был признан, по мнению аль-Карадави, большая часть уммы, крупные ученые, правители должны присягнуть халифу. А маленькая группа не может объявить халифат.
Подобные решения, согласно исламскому праву, принимаются после коллективного обсуждения между мусульманами и наиболее знающими учеными. Именно так были избраны первые праведные халифы мусульман - Абу Бакр, Умар, Усман и Али.
А в Коране Бог заповедовал Пророку: «Советуйся с ними (со своими сподвижниками) о делах» (3: 159). Поэтому отдельные отряды не имеют права самовольно объявлять халифат. Подобные действия представляют угрозу суннитам Ирака и революции в Сирии. Это приведет к тому, что против суннитов и революции объединятся враги.
По словам аль-Карадави, провозгласившие халифат потеряли связь с реальностью. У этого халифата нет ни поддержки большинства мусульман, ни территории, ни экономики, ни признания. Он нивелирует и дискредитирует само понятие халифата.
«Конечно, все мы стремимся к халифату и желаем его, однако до его объявления мусульмане должны прийти к согласованному мнению о его форме и устройстве», - заключает аль-Карадави.
Исламский сирийский совет также сделал официальное заявление и издал фетву, где объявил, что «Исламское государство» - это организация, которая представляет только себя и не имеет права говорить за всех мусульман, воюющих в Сирии.
Авторы фетвы сравнивают сторонников ИГ с хариджитами, которые в Средние века проливали кровь мусульман ради установления законов Аллаха. То есть фактически назвали их «еретиками». По мнению авторов фетвы, с момента появления ИГ внесло раскол между суннитами, ведущими джихад в Сирии, и его действия в итоге приведут к разделению как Сирии, так и Ирака.
Против всех
«Исламское государство» жестко критикуют не только богословы и проповедники, связанные с «умеренной оппозицией», но и идеологи «Аль-Каиды». Фактически, ИГ настроило против себя не только мусульманских ученых, признающих национальное государство, но и ученых, которые поддерживают идею исламского халифата.
Первым среди идеологов глобального джихада, который критически высказался по поводу ИГ, был известный иорданский проповедник Абу Катада аль-Фаластини. Он раскритиковал решение о создании исламского государства.
Подобное решение, по его мнению, вредит сирийскому джихаду и муджахидам. Абу Катада призвал аль-Багдади отказаться от своих амбиций и сражаться под флагом «Джабхат ан-Нусры». По его мнению, то, что аль-Багдади отверг разрешение конфликта через шариатский суд, крайне отрицательно скажется на взаимоотношениях между муджахидами.
Другой всемирно известный «джихадистский» идеолог Абу Мухаммад аль-Макдиси, который провел долгое время в иорданских тюрьмах, также выступил критиком ИГ. Для многих это стало неожиданностью.
Мнение старого и очень авторитетного идеолога джихадистского движения было очень важным как для муджахидов внутри Сирии, так и для всех мусульман, которые сочувствуют «Аль-Каиде» за пределами Леванта. Аль-Макдиси изначально поддерживал «Джабхат ан-Нусру» с аль-Джулани и лидера «Аль-Каиды» аз-Завахири и осудил решение о создании «Исламского государства».
Он предложил аль-Багдади разрешить конфликт через третейский суд, который бы состоял из людей, заслуживающих доверие. Аль-Макдиси заявил, что не может не радоваться военным успехам ИГ, однако его сильно огорчает то, что организация обратила свое оружие против суннитских отрядов и групп внутри Сирии.
По мнению аль-Макдиси, ИГ играет крайне отрицательную роль в сирийском джихаде, вносит раскол между муджахидами и не способно быть прибежищем для всякого обездоленного мусульманина, а именно таким должен быть настоящий халифат.
Однако все предложения аль-Макдиси, несмотря на его авторитет, были отвергнуты «Исламским государством». Более того, его проповедники написали опровержение критике аль-Макдиси и всем остальным противникам нового халифата.
Основная критика ИГ со стороны как «умеренной», так и «радикальной» оппозиции состоит в том, что его сторонники под предлогом установления законов шариата расправляются со своими политическими и идеологическими противниками, практикуют насилие против мирного населения и сводят счеты с оппозиционными силами.
Мусульманские богословы, как умеренные, так и связанные с «Аль-Каидой,» не признают «Исламское государство» и не считают аль-Багдади халифом, потому что провозглашенное государство вносит между муджахидами раскол, а халифат должен объединять, а не разъединять.
Во-вторых, халифату не присягнуло большинство мусульман, в-третьих, аль-Багдади - личность малоизвестная, а потому сомнительная, в-четвертых, одним из качеств правителя должна быть справедливость, а аль-Багдади многие считают жестоким и несправедливым.
Политические и военные лидеры сирийской оппозиции также обвиняют ИГ в том, что оно выполняет задачи сирийских, иранских, иракских и российских спецслужб.
По их мнению, отряды ИГ чаще воюют с оппозицией и отрядами муджахидов, нежели с войсками Асада. Во-вторых, их насильственные действия помогают правительству Асада убеждать мировое сообщество, в том, что в Сирии идет война против международного терроризма.
Идеологическая война между сторонниками и противниками «Исламского государства» идет и на постсоветском пространстве.
На многих русскоязычных исламских сайтах, форумах и в социальных сетях идут бурные дебаты между теми, кто поддерживает ИГ и теми, кто защищает сирийскую оппозицию. Фетвы, критикующие аль-Багдади, и фетвы в его защиту, заявления полевых командиров, опровержения богословов, комментарии муджахидов переводятся на русский язык, комментируются и обсуждаются русскоязычными мусульманами. Фактически идеологическая борьба, которая ведется далеко за пределами границ России, вторгается в повседневность российских и постсоветских мусульман и становится частью русскоязычного исламского пространства.
Источник