Интервью с французским философом Финкелькраутом: «Происходит столкновение цивилизаций"

May 14, 2014 17:22


10/10 Очень интересное интервью с французским философом Финкелькраутом: «Происходит столкновение цивилизаций»

http://www.spiegel.de/international/world/interview-french-philosopher-finkielkraut-on-muslims-and-integration-a-937404.html



(Алан Финкелькраут)

Финкелькраут приводит много хороших аргументов, которые вы тоже можете использовать, когда речь идет об исламе, иммиграции и важности сохранения европейской культуры:

Французское общество находится под угрозой, заявляет философ Алан Финкелькраут в своей новой книге, вокруг которой ведется много споров. В интервью для журнала Spiegel консерватор рассказывает  о провале мультикультурализма и о том, что необходимо улучшать программы по интеграции иммигрантов-мусульман.

Алан Финкелькраут - один из самых обсуждаемых писателей Франции. Его новая книга «Несчастливое самосознание» ("L'Identité Malheureuse") стала предметом жарких споров. Она выходит в то время, когда Франция обнаруживает себя в центре кризиса национальной идентичности. Но Финкелькраут не просто рассуждает с точки зрения социологии или политики, он исследует то, что считает враждебной  конфронтацией между коренными французами и иммигрантами. Разговор состоялся в его квартире в Париже на Левом берегу.

________________________________


SPIEGEL: М-р Финкелькраут, довольны ли вы тем, как сегодня обстоят дела Франции?

Финкелькраут: Мне больно видеть, что французская часть европейской цивилизации находится под угрозой. Франция сейчас превращается в пост-национальное и мультикультурное сообщество. И мне кажется, что это огромная метаморфоза не принесет ничего хорошего.

SPIEGEL: Почему? «Пост-национальное и мультикультурное» звучит довольно многообещающе.

Финкелькраут: Нам такое общество представляю как модель будущего. Но мультикультурализм не означает, что культуры смешиваются. Преобладает недоверие, очень распространен коммунитаризм - формируются параллельные сообщества, которые продолжают дистанцироваться друг от друга.

SPIEGEL:  Утверждая подобное, разве вы, подобно правым силам, не боитесь  конца цивилизации?

Финкелькраут: Низы среднего класса - французы, которых  никто больше не смеет называть «этническими французами» (Français de souche) - уже переезжают из пригородов Парижа в провинцию, потому что  почувствовали, что в некоторых районах они вдруг стали меньшинством   -  и это в своей собственной стране. Они не столько боятся других, сколько сами не хотят стать  другими.

SPIEGEL: Но Франция всегда была странной мигрантов.

Финкелькраут: Нам постоянно говорят, что иммиграция - это неотъемлемая часть французской национальной принадлежности. Но это не правда. Трудовая миграция началась в XIX веке.Пока не завершилось кровопролитие Первой мировой войны, границы не были открыты настежь..

SPIEGEL: Иммиграция гораздо больше повлияла на развитие Франции, чем Германии.

Финкелькраут: Раньше иммиграция шла рука об руку с интеграцией во французскую культуру. Таковы были правила игры. А сейчас многие из прибывающих мигрантов не хотят играть по этим правилам. Если в каком-нибудь из районов большинство проживающих - мигранты, то как мы можем их интегрировать? Раньше люди разных национальностей заключали браки, что является необходимым условием для метисации, смешения национальностей. Но число таких браков уменьшается. Многие мусульмане Европы заново приходят к исламу, реисламизируются.  Женщина, одевшая паранджу, тем самым фактически сообщает, что для нее об отношениях с немусульманином и речи быть не может.

SPIEGEL: Разве  в первую очередь не по экономическим причинам  многие иммигранты исключены из основного общества?

Финкелькраут: Желая решить проблему миграции, левые относились к ней как к  социальной проблеме и называли  волнения в пригородах выражением классовой борьбы. Нам говорили, что эта молодежь протестует против безработицы, неравенства и невозможности продвижения по социальной лестнице. В реальности же мы видим вспышки враждебности по отношению к французскому обществу. Социальное неравенство не может объяснить ни антисемитизм, ни женоненавистничество в пригородах, ни оскорбление «грязных французов». Левые не желают признавать, что это столкновение цивилизаций.

SPIEGEL:Высокий уровень безработицы подогревает гнев этих молодых людей. Они отворачиваются от общества, потому что чувствуют себя исключенными из него.

Финкелькраут: Если безработица так высока, это означает, что иммиграцию надо контролировать более эффективно. Очевидно, что для всех работы недостаточно. Но просто спросите учителей в проблемных районах - им очень сложно обучить своих учеников хоть чему-нибудь. Зарплата учителей, если сравнивать с рэперами и дилерами, ничтожно мала, поэтому на них смотрят с презрением. Стоит ли ученикам стараться,  чтобы пойти по их стопам? Многие  молодые люди не хотят ничего знать о французской культуре. Из-за этого отказа им еще сложнее найти работу.

SPIEGEL: Видели ли вы своими глазами те районы, о которых говорите?

Финкелькраут: Я смотрю новости. Я читаю исследования и книги. Я никогда не полагался только на свою интуицию.

SPIEGEL: В США местные сообщества лучше сосуществуют вместе. У американцев нет этой европейской приверженности к единообразной национальной культуре.

Финкелькраут: США считается страной иммиграции, и что впечатляет в этом по-настоящему мультикультурном обществе, так это сила патриотизма. Это особенно проявилось после атаки 11 сентября 2001 года. Однако, во Франции в прошлом году после нападения на французских солдат и еврейских детей в Тулузе и Монтобане все было совсем по-другому. Некоторые школьники считают террориста Мохаммеда Мера героем. В США это было бы немыслимо. Американское общество является родиной для всех. Не думаю, что здесь многие дети  иммигрантов считают так же.

SPIEGEL: Америка создает условия, чтобы вновь прибывшие чувствовали себя американцами. Может, Франция ставит слишком высокие барьеры?

Финкелькраут: Франция запрещает ученицам носить хиджабы в школе. Это также идет на пользу всем мусульманам, которые не хотят видеть себя, своих дочерей и жен в религиозной клетке. Франция - это цивилизация, и вопрос в том, что значит стать ее частью. Означает ли это, что местные должны сделаться такими маленькими, чтобы остальным было легче развернуться? Или это означает передавать ту культуру, которая есть в стране?

SPIEGEL: Но это работало много лет. У итальянцев, испанцев, поляков, европейских евреев не было проблем с тем, чтобы стать французскими патриотами. Почему это больше не работает?

Финкелькраут: Почему сейчас в исламском мире так много агрессии по отношению к Западу? Есть мнение, что, поскольку Франция была колониальной державой, жители колоний не могут быть довольны ей. Но почему последние 50 лет происходит массовая миграция из бывших колоний  в Европу? Франции до сих пор приходится платить за грехи колониализма и отдавать долги тем, кто сейчас обливает ее грязью.

SPIEGEL: Вы сами из семьи мигрантов, семьи, подвергавшейся гонениям. Ваша глубокая приверженность ценностям Республики объясняется вашим личным желанием интегрироваться?

Финкелькраут: Я защищаю эти ценности, потому что я, наверное, обязан своему школьному образованию большим,, чем Français de souche, коренные французы. Я не впитал французские традиции и историю с молоком матери. Любой, кто не имел  этого наследия, может получить его в l'école républicaine, школьной системе Франции. Она расширила мой кругозор и позволила мне погрузиться во французскую цивилизацию.

SPIEGEL: И превратила вас в защитника?

Финкелькраут: По сравнению с другими я могу говорить и писать более открыто, в особенности, потому, что я не являюсь коренным французом. Под влиянием преобладающего дискурса они часто позволяют себе утратить присутствие духа. У меня нет подобных комплексов.

SPIEGEL: Как вы определили бы французскую цивилизацию, о которой ведете речь?

Финкелькраут: Недавно я перечитывал книгу замечательного русского писателя Исаака Бабеля. Действие происходит в Париже. Рассказчик останавливается в отеле и ночью слышит, как за стеной пара занимается любовью. Бабель пишет: В этом не было ничего общего с тем, что можно услышать в России, - гораздо больше огня. А его друг из Франции отвечает: Мы, французы, создали женщин, литературу и кулинарное искусство. Никому у нас этого не отнять.

SPIEGEL: Это идеализированные клише, которые нации создают сами.

Финкелькраут: Но это правда, по крайней мере, так было в прошлом. Франция не может позволить себе почивать на лаврах своего великолепия. Но у нее есть доказательства своей цивилизации, так же, как у Германии: у нее есть свои достопримечательности, площади, кафе, литературное богатство и деятели культуры. Мы можем гордиться своими предками, и должны доказать, что мы их достойны. Мне жаль, что Германия - по понятным причинам - уже  нарушила связь с этой гордостью. Но я считаю, что немецкие политики, говорящие о Leitkultur, ведущей национальной культуре в мультикультурном обществе, правы. Она не создает непреодолимого барьера для иммигрантов.

«В этом нет никакой агрессии»

SPIEGEL: Можно ли сказать, что национальное самосознание Франции до сих пор формируется революцией 1789 года?

Финкелькраут: В 1989 году, на 200-ую годовщину революции, я подписал петицию о запрете исламских хиджабов. Для меня она была связана с идеей секуляризации образования, которая в наши дни во всем мире подвергается критике. В то время Франция полагала, что это решение будет моделью поведения для всех стран, а сейчас оно напоминает о ее самобытности. Речь больше не идет о том, чтобы экспортировать нашу модель поведения. Нам нужно оставаться скромными, но непреклонными.

SPIEGEL: Может быть, демонстрация сегодня французского секуляризма - это попытка оправдать агрессивное отношение к исламу?

Финкелькраут: Каким образом? Мы запретили хиджаб, но мы не против самовыражения. Раньше школьниц призывали носить подвески с крестами или медальонами с Девой Марией под блузками или свитерами. Мы не просим слишком много, просто проявить немного сдержанности по отношению к своему прошлому. В этом нет никакой агрессии против мусульман.

SPIEGEL: Разве ислам не стал давным-давно частью Европы, частью Франции и Германии, как однажды выразился бывший президент Германии Кристиан Вульф?

Финкелькраут: Бывший французский президент Жак Ширак тоже сделал подобное заявление. Ислам может однажды стать частью Европы, но только после того, как европеизируется. Нет ничего оскорбительного в том, чтобы указывать непохожим на их отличия...

SPIEGEL: Но мусульмане уже здесь. Разве они не члены общества?

Финкелькраут: Вопрос в том, как они ведут себя здесь? Иммигранты ничего не теряют, когда понимают разницу между собой и коренным населением. Сегодня, отстаивая свои права,  мусульмане во Франции любят кричать: Мы такие же французы, как и вы! Моим родителям никогда бы и в голову не пришло сказать нечто подобное. И я бы никогда не сказал, что я такой же француз, как Шарль де Голль.

SPIEGEL: Во Франции иммигранты попадают под действие jus soli или «права почвы», которое означает, что каждый рожденный здесь ребенок имеет право на французское гражданство. Вы бы хотели отменить его?

Финкелькраут: Нет. Но, если речь не идет о правовом равенстве, то дети иммигрантов отличаются от урожденных французов. Автоматическое право на гражданство Франции по рождению на ее территории заставляет  в наши дни многих французов чувствовать себя неуютно, потому что в ходе этого  процесса ушло желание стать французом. Как и у большинства других европейцев, у французов есть чувство, что иммиграция стала неконтролируемой, стала тем, что происходит само собой, и желание стать французом уже не играет при этом важной роли. Страны не управляют этим процессом, в лучшем случае, они его сопровождают.

SPIEGEL: Но валить все проблемы на миграцию бедняков из развивающихся стран очень легко, не так ли?

Финкелькраут: Если ставить вопрос так, то, по крайней мере, можно ожидать публичных политических дебатов. Вместо этого, пока данной темой занимаются только крайне правые.

SPIEGEL: Как вы относитесь к политическому росту Марин Ле Пен и ее крайне правой партии «Национальный фронт»?

Финкелькраут: Конечно, это волнует меня. Но партия «Национальный фронт» не находилась бы на подъеме так долго, если бы не отбросила старые идеи крайнего правого толка. В наши дни «Национальный фронт» концентрируется на секуляризме и республике.

SPIEGEL: Звучит так, будто вы собрались за нее голосовать.

Финкелькраут: Нет, я никогда так не поступлю, поскольку эта партия обращается к базовым человеческим инстинктам и ненависти. И эти инстинкты легко разбудить среди ее  приверженцев. Мы не можем оставить эти темы только «Национальному фронту». В задачи левых, партии народа, тоже входит серьезное отношение к страданиям и тревогам обычных людей.

SPIEGEL: Что бы вы сказали людям, которые называют вас реакционером?

Финкелькраут: Уже невозможно смотреть на историю как на путь постоянного прогресса. Я оставляю за собой возможность сравнивать вчера и сегодня и задаюсь вопросом: что мы сохраняем, от чего отказываемся?

SPIEGEL: Действительно ли за этим стоит нечто большее, чем тоска по утраченному миру?

Финкелькраут: Я, как Альбер Камю,  придерживаюсь мнения, что задача нашего поколения не в том, чтобы  создавать мир заново, а в том, чтобы предотвратить его упадок. Нам нужно сохранять не только окружающую среду, но и культуру. Вот в чем я реакционер.

SPIEGEL: Когда во Франции видите все эти проблемы - долги, безработицу, кризис образования и национальной идентичности - чувствуете ли  вы страх перед будущим?

Финкелькраут: Мне становится грустно, нарастает тревога. В такое время быть оптимистом  - просто смешно.  Мне бы хотелось, чтобы политики могли говорить правду и смотреть реальности в лицо. Думаю, тогда Франция смогла бы пробудиться по-настоящему и обдумать политику цивилизации.

SPIEGEL: М-р Финкелькраут, спасибо за интервью.

суд, Алан Финкелькраут, Дания, spigel, шариат, гетто, мечеть, Чехия, 10news.dk, Англия, Ирландия, иммигранты, ЕС, Евросоюз, Обама, Германия, Саудовская Аравия, Швеция, Африка, свинина, Ван Ромпёй, Великобритания, свобода слова, 10 мировых новостей, мусульмане, исламизация, Европа, церковь, ислам, Вацлав Клаус, радикализм, коран, Малазия, радикализация, молодежь, европейские ценности

Previous post Next post
Up