Во Франции участились случаи проявления расовой и религиозной дискриминации - к такому выводу пришли специалисты Комитета против исламофобии. В интервью радиостанции ситуацию прокомментировал представитель комитета Марван Мохамед.
- Бывший министр иностранных дел Ален Жюппе считает, что рост антимусульманских настроений связан с политикой Франции, которая сталкивает религии вместо того, чтобы содействовать их примирению и сосуществованию в рамках единого общества. Вы согласны с ним?
- Да, это полностью ответственность политиков, и сегодняшняя ситуация - результат политики последних лет. Но дело даже не в том, что сталкиваются различные религии. Во Франции клеймится религия как таковая. Некоторым политическим силам, особенно левым, свойственен воинствующий атеизм.
Правые клеймят мусульман, их высказывания нередко носят расистский характер. Левые же, напротив, подчеркнуто избегают религиозных дебатов, особенно если речь идет о мусульманах. В идеологии левых религия - это опиум для народа. Для них верующие - будь то евреи, мусульмане или христиане, - устаревший, необязательный довесок. Всякий раз, когда начинаются дискуссии на религиозные темы - например, о ношении крестов, кип или мусульманских платков, партия социалистов первой уходит со сцены.
В 2004 году был принят закон, запрещающий ношение любых религиозных символов в государственных учебных заведениях. Его целью было защитить принципы светского государства во Франции. Но аргументы, которые высказывались в его пользу, - антирелигиозные. В дебатах часто приходилось слышать: мол, мы избавились от католических священников в конце XIX века не для того, чтобы сегодня принять хиджабы.
Ведется целенаправленная антирелигиозная политика. В последние годы правления Саркози только и говорилось, что о халяльном мясе, о религиозных символах, потом запретили женщинам носить бурки в общественных местах. Правые, равно как и левые, вели наступательную и последовательную политику в отношении мусульман. И вот ее результаты: исламофобия стала одной из самых актуальных проблем Франции.
- Есть законы, ограничивающие религиозные традиции, но вместе с тем есть и тенденция к безнаказанности за преступления, совершенные на почве расовой и религиозной ненависти.
- Потребовалось немало времени, чтобы власти наконец-то оценили серьезность ситуации. Поняли, что мусульмане - не люди второго сорта, и что их нужно так же защищать, как и всех остальных. Только сейчас исполнительные власти начинают осознавать это. И мы видели, что до последнего времени нападения на мусульман, дискриминация мусульманских мужчин и женщин оставались безнаказанными.
Сейчас ситуация меняется. В Орлеане недавно был задержан и осужден мужчина, который напал на трех женщин. Но суд признал его действия расистскими только после нашего вмешательства: изначально суд даже не подумал об исламофобской почве этого преступления.
- Ряд экспертов и политиков считают, что мусульмане не хотят интегрироваться во французское общество. Вы с ними согласны?
- Этот аргумент приводят каждый раз, когда возникает мусульманский вопрос. Он является ответом на любую проблему, хотя речь идет об иммигрантах в 3-4 поколении. Но нелепо говорить об интеграции людей, которые родились и выросли во Франции, которые такие же французы, как и все остальные. Трудно выйти за рамки разговоров об интеграции и понять, что мусульмане - это и инженеры, и врачи, и строители, что у них есть роль в обществе, они полноценные его члены, а не какие-нибудь приезжие, которые задержались в нашей стране на несколько лет.
Систематическая увязка ислама и интеграции, ислама и иммиграции, разговоры о том, должны ли они интегрироваться или нет, - все это говорит о французской политической элите, которая никак не хочет осознать, что мусульмане - граждане Франции. И они не должны менять себя, свои религиозные взгляды для того, чтобы интегрироваться. Они одновременно и французские граждане, и мусульмане, и им не надо выбирать что-то одно.
- Но есть же и те, кто абсолютно сознательно и открыто отрицает ценности французского общества, не ставя под сомнение свое право жить в нем по мусульманским законам. Встречались ли вам такие люди?
- Мне доводилось встречаться с такими людьми в мечетях, в ассоциациях, в университетах. Некоторые из них признавались, что не хотят подчиняться законам Франции, потому что французы не признают их, не уважают. Но такие случаи можно перечесть по пальцам. Я никогда не встречал людей, которые бы говорили: жить по законам Франции я не буду и создам свою собственную ячейку, отвечающую правилам шариата.
оригинал статьи