Переданный 23-24 июня по телеканалам "Россия-1" и "Россия-24" репортаж корреспондента ВГТРК Е. Поддубного "Сирийский джихад превращает оппозицию в радикалов" произвел эффект разорвавшейся бомбы как в беломраморной столице нейтрального Туркменистана, так и в сельской глухомани этой доселе казавшейся мирной центральноазиатской страны, сообщает ашхабадский корреспондент ИА REGNUM.
В телерепортаже один из захваченных командиров отряда подрывников ячейки "Аль-Каиды" в Алеппо Ровшен Газаков по кличке Абу Абдулла признается в том, что он вместе с земляками прибыл в Сирию из Туркменистана, чтобы вести джихад за построение исламского государства, и что начальную подготовку проходил в лагере некоего шейха Мурада под Ашхабадом. Помимо этого Ровшен Газаков сообщает репортеру некоторые детали своей последующей переброски из Туркменистана сперва в Стамбул, а затем в лагерь на границе с Сирией, где кураторы из "Аль-Каиды и инструкторы из бывшего СССР, Европы, Иордании и Катара учили его профессионально делать бомбы и устанавливать заряды. В репортаже Е. Поддубного приведены также видеозаписи из изъятого у Р. Газакова ноутбука, запечатлевшие, как командир джихадистов из Туркменистана дает последние напутствия очередному смертнику перед его отправкой на задание, и как он учит своего пятилетнего сына собирать самодельное взрывное устройство.
Как и следовало ожидать, 25 июня МИД Туркменистана, болезненно реагирующее на любое, связанное с Туркменистаном негативное, с его точки зрения, сообщение в российских СМИ, тут же выступило с заявлением о том, что "подобного рода репортажи, основанные на недостоверной информации, не соответствуют духу позитивно развивающихся туркмено-российских отношений, являются нарушением элементарных норм журналистской этики и рассматриваются туркменской стороной как попытки дезинформировать зрительскую аудиторию". Однако достойное похвалы стремление дать своевременный отпор "клеветникам и очернителям", обвинить их в дезинформации и непрофессионализме и на этот раз, как было прежде неоднократно, поставило туркменское внешнеполитическое ведомство, мягко скажем, в неловкое положение.
Не успело распространенное МИД Туркменистана сообщение для прессы, так сказать, дойти до адресатов, как
в интернете появилось другое видео допроса схваченных в Сирии боевиков из Туркменистана, полностью подтверждающее сообщение российского телеканала. Оказывается, описанный туркменским МИДом "некий Ровшен Газаков, являющийся якобы гражданином Туркменистана", был не один, а возглавлял группу боевиков, прибывших из Туркменистана в Сирию вести джихад и добиваться установления исламского государства.
По мнению экспертов, вся история, связанная с участием боевиков-добровольцев из нейтрального Туркменистана на стороне сирийской оппозиции, высветила не только низкий уровень профессионализма сотрудников туркменского министерства иностранных дел, но и полное отсутствие этого самого профессионализма у другой, наделенной практически бесконтрольной властью, более могущественной структуры - министерства национальной безопасности Туркменистана. В данном случае мидовцы, понятное дело, стараются сохранить хорошую мину при плохой игре - чистая дипломатия, но как же доблестные "комитетчики" смогли прошляпить у себя под носом базы по формированию групп и начальной подготовке истинных исламистов, готовых сражаться за веру не только у себя дома, но и далеко за пределами страны?
"Я нисколько не удивлен случившемуся в Сирии. Факт задержания исламистов из Туркменистана еще раз показал пустоту за внешне грозной вывеской "МНБ", которую на протяжении долгого времени старались не замечать, - говорит офицер госбезопасности в отставке. - Как губка, впитавшие в себя бредовые идеи Рухнама и воспитанные в ниязовскую эпоху лицемерия, сегодняшние туркменские чекисты превратили свои должности в системе МНБ в прибыльный и, главное, никем не контролируемый частный бизнес. В условиях, когда на учебу в военный институт национальной безопасности или на работу в местные управления МНБ принимаются исключительно по протекции и блату или за очень большие деньги, рассчитывать на неподкупность и принципиальность персон, стоящих на страже интересов национальной безопасности, уже не приходится".
Как показывает практика последних лет, грозные и беспощадные в отношении гражданских активистов, независимых журналистов и представителей религиозных меньшинств, преуспевшие в организации против них террора на бытовом уровне или акций устрашения политически неблагонадежных оппонентов внутри страны, туркменские эмэнбешники оказываются беспомощными перед теми, кто создает реальную угрозу для безопасности страны. События сентября 2008 года, когда в Ашхабаде двое вооруженных людей в течении нескольких суток держали оборону на территории недостроенного завода питьевой воды "Чешме", убив и тяжело ранив при этом около десятка сотрудников МВД и МНБ, лишнее тому подтверждение. "Менты и комитетчики, ссылаясь на то, что у них есть дети, которых они не хотят оставить сиротами, отказывались выполнять приказ начальства и лезть под пули, в конце концов с бунтовщиками покончили, применив против них бронетехнику и артиллерийские орудия", - вспоминает событие пятилетней давности Хемра - один из жителей района, именуемого в народе Хитровка.
По мнению отставного офицера органов безопасности, несмотря на внешнее благополучие и относительное спокойствие в Туркменистане, власти страны сами способствовали созданию благодатной почвы для зарождения приверженцев так называемого "истинного или чистого" ислама. "То, что книга Сапармурата Туркменбаши Рухнама ставилась выше священного Корана, цитатами из нее и изречениями великого Сердара (Вождя) украшались фасады мечетей в начале вызывало раздражение у людей, а потом и злость, но политика возвеличивания лидера нации и формирования его культа личности упорно продолжалась вестись с той же настойчивостью. Даже сейчас имамы наши все молитвы и намазы начинают и заканчивают не словами, обращенными к Аллаху, а с восхваления заслуг великого и милостивого Аркадага. И эта политика, на мой взгляд, воссоздает ту среду, в которой появляются поборники истинного ислама", - говорит бывший комитетчик.
Обыватели, ошарашенные новостью о схваченных в Сирии туркменских боевиках, не исключают того, что семена исламского радикализма попали на благодатную почву, "благодаря" духовным наставникам из Турции, Саудовской Аравии, Катара. По их мнению, турки, в частности, представители религиозно-политического движения "Нурджулар", создали в Туркменистане разветвленную сеть школ и лицеев и выступили ее основными спонсорами. На протяжении почти 20 лет в туркмено-турецких лицеях, вместе с качественными, в сравнении с обычной общеобразовательной школой, знаниями, в головы молодых туркменистанцев турецкие преподаватели вдалбливали идеи пантюркизма. В 2011 году правительство Туркменистана приняло решение о закрытии туркмено-турецких школ, однако к тому времени, как говорят, поезд уже ушел и тысячи юношей успели подхватить идеи своих наставников.
Общественное мнение не исключает и возможное участие эмиссаров из Саудовской Аравии, Катара, Бахрейна в создании и расширении законспирированных ячеек радикальных исламистов в Туркменистане. Высокие гости из этих арабских стран по личному разрешению президента Гурбангулы Бердымухамедова приезжают в Туркменистан, чтобы в заповедной зоне устроить охоту на дрофу-красотку. Самолет, на котором прилетают шейхи-охотники, их личные автомобили, багаж и снаряжение, многочисленная свита и прислуга ни при пересечении госграницы, ни на месте организации охоты на редких краснокнижных птиц, по признанию отставного офицера МНБ, никем и никогда не проверяется. "Один Аллах, наверное, знает истинную цель приезда в страну этих арабских шейхов", - говорит он, не исключая при этом вероятную взаимосвязь между гостями-охотниками и неким шейхом Мурадом, в отряде которого под Ашхабадом проходил первоначальную подготовку туркменский командир джихадистов Ровшен Газаков и его гоп-компания.
Как бы там ни было, но сейчас, когда участие в боевых действиях в Сирии исламистов-радикалов из Туркменистана стало достоянием мировой общественности, наблюдатели ожидают, что сытые и холеные коты из соответствующих компетентных органов Туркменистана окончательно проснутся и начнут по-настоящему ловить мышей и крыс, а не создавать, как прежде, видимость этой работы, пуская при этом пыль в глаза Аркадага. Несмотря на мидовское заявление для прессы, конкретные действия в этом направления уже предприняты. В частности, на последнем закрытом заседании Совбеза страны руководитель МНБ уже получил соответствующие поручения от верховного главнокомандующего Бердымухамедова выявить и привлечь к ответственности всех, кто ратует за истинный ислам и своими поступками позорит нацию в глазах мировой общественности. Есть также неофициальная информация по поводу создания специальной группы, в обязанности которой входит разработка связей и контактов граждан Туркменистана, которые выехали в Турцию, но не вернулись обратно в страну по истечению срока действия визы. Другая спецгруппа начала отслеживать и анализировать комментарии, появившиеся на страницах религиозных интернет-ресурсов.
Словом, спецслужбы, как сказал офицер-отставник, поставлены на уши. Теперь остается только надеяться, что начатая работа принесет свои реальные плоды, а не закончится, как раньше, банальным отловом местных бородачей и привлечением их к ответственности по сфабрикованным обвинениям в религиозном эсктремизме.
Среднеазиатская редакция ИА REGNUM
Оригинал статьи