Как говорится, стоит только начать. После исламизации "освобожденного" Египта и ввержения несчастной Ливии в пучину шариата, в том же сомнительном направлении двинулся и зачинщик "арабской весны" - Тунис. Выборы в Национальный учредительный совет убедительно выиграла исламистская партия "Ан-Нахда" (Возрождение), а ее ближайшие соперники уже объявили о желании создать с победителями коалицию. Но после подведения итогов выборов страну снова охватили волнения. "Арабская весна" пошла по второму кругу?
"Есть у революции начало, нет у революции конца". Одна сплошная дурная бесконечность, бег хомячка в колесе. Насилие порождает насилие, и нет этому конца, и ничего хорошего не может вырасти на окровавленной почве.
Из всех стран, ушибленных "арабской весной", Тунис со своей "жасминовой революцией", положившей начало "твиттер-переворотам", обошелся относительно малой кровью. Там не было грандиозных народных волнений, как в Египте, и уж тем более - кошмарной гражданской войны с иностранным вмешательством и зверским убийством лидера государства, как в Ливии. На фоне этих двух государств переворот в Тунисе смотрится просто детским садом.
24 декабря прошлого года народ начал буянить и драться с полицией, а уже 14 января правивший Тунисом 23 года Зин аль-Абидина Бен Али был свергнут и бежал из страны в Саудовскую Аравию. Вскоре после этого Тунис был вытеснен из информационного пространства другими африканскими новостями: непрекращающийся бардак в Египте и кровавая каша в Ливии заняли сердца, умы и первые полосы СМИ.
И тут на тебе, неожиданность (о которой, правда, загодя занудно предупреждали эксперты). Если кто Западе надеялся, что после свержения тунисского президента жизнь там покатится по демократическим рельсам к европейским ценностям, то он сильно ошибался. На выборах в Национальный учредительный совет (НУС) победила партия "Ан-Нахда" (Возрождение), которую довольно опрометчиво называют партией умеренных исламистов, забывая, что при прежнем режиме она была запрещена за экстремизм.
Исламисты победили с разгромным счетом при очень высокой - порядка 90 процентов - явке избирателей. На втором месте - левое движение "Конгресс за Республику", а замыкает тройку победителей партия "Петиция за справедливость и развитие". Избирком страны заявил, что "Ан-Нахда" получила по результатам выборов 90 из 217 мест в Нацсовете, а "Конгресс" - 30 мест. Генсек "Освобождения" Хамади Жбели метит в кресло премьера, а "Конгресс" и "Петиция" уже объявили о своем желании создать коалицию с исламистами. Добро пожаловать в эру шариата?
Правда, партия "Ан-Нахда" изначально заявляла, что не собирается покрывать страну хиджабом и насаждать средневековье. Только ей не очень-то верят. "Ан-Нахда" не отказалась от своей идеологии. Просто для иностранной аудитории она старается представить себя светской и миролюбивой, что порой вводит в заблуждение. Но внутри страны исламисты придерживаются очень жесткой линии. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать партийную прессу", - заявляет тунисский политолог Хамади Редисси.
Но, представьте себе, находятся те, кто верит пиар-уверениям исламистов. В частности, наивностью на грани глупости отличился спецпредставитель президента Дмитрия Медведева по Африке Михаил Маргелов, знатно прославившийся в этом году своими ливийскими потугами и высказываниями, не лезущими ни в какие ворота.
"В программе "Возрождения" вроде бы нет экстремизма, ее лидеры обещают не вводить дресс-код для женщин, сохранить их права и не запрещать спиртные напитки. Если партия "Возрождение" действительно будет брать пример с исламской партии Турции, Тунис будет демократическим государством, - надеется Маргелов. - При этом не следует ставить слишком высокую планку при оценке демократий в арабском мире - надо приветствовать любые шаги в сторону демократизации".
В этом, с позволения сказать, мнении позорно каждое слово. От безграмотного, недопустимого для человека должности Маргелова "вроде бы" и веры в "обещания" исламистов, которые на Запад говорят одно, а внутри страны - совершенно другое, до "снисходительности" в определении высоты демократической планки.
У НУС будет год на то, чтобы подготовить новую конституцию страны, избрать правительство и назначить даты регулярных выборов парламента и президента. "Дано на все это год. Так что через год будет ясно, не сожмется ли многообещающая программа партии "Возрождение" до лозунга "Братьев-мусульман" "Ислам - это решение", - сказал спецпредставитель президента. Тьфу! Может быть, мы еще на кофейной гуще погадаем, получит или не получит "Аль-Каида" через двенадцать месяцев очередной плацдарм?
В отличие от недалекого Маргелова, на Западе быстро поняли, куда ветер дует, и встревожились. Сама по себе победа исламистов в Тунисе не была бы столь важна, все-таки не самая влиятельная страна в регионе. Но беда в том, что выигрыш "братьев по вере" может вдохновить на выборах 28 ноября египетских радикалов, а вот это будет головная боль. Для всех. В отличие от скромной родины "жасминовой революции", Египет играет в регионе ключевую роль. Как зараза "арабской весны" пошла из Туниса, так оттуда же может пойти и "узаконенная" исламизация. Славную коалицию под паранджой образуют тогда Тунис, Ливия и Египет!
Но вернемся к "бесконечной революции". Победа исламистов в Тунисе не прошла гладко. Народ, усвоивший, что свои протесты надо нести на улицы и площади, вышел на демонстрации, митингуя против "нечестных подсчетов" и победы "Ан-Нахды" в целом. Волнения прокатились сразу по нескольким городам - от столицы до знакового Сиди-Бузид, где в минувшем декабре и совершил свое знаменитое самосожжение торговец фруктами Мохаммед Буазизи, у которого власти конфисковали товар. Вот уж действительно, из искры возгорелось пламя и уничтожило половину Северной Африки.
Причем если в столице Туниса выступления носили более-менее мирный характер, то жители Сиди-Бузид в количестве двух тысяч человек отправились громить представительство "Ан-Нахды" и бросаться камнями в полицейских. Чтобы разогнать митингующих, полиция применила слезоточивый газ. Сообщается, что большая часть протестующих принадлежала к сторонникам партии "Народный список", которая очень неплохо шла к выборам и могла составить конкуренцию "Ан-Нахде", но оказалась снята с дистанции по обвинению в мошенничестве при финансировании предвыборной компании.
Пойдет ли "арабская весна" по второму кругу, или народ побузит-побузит, да смирится с победой исламистов? Откровенно говоря, это тот случай, когда приходится выбирать из двух зол - и неясно, какое из них меньшее. Но очень хочется задать Западу вдумчивый вопрос: скажите, вдохновители и подстрекатели "арабской весны", вам нравится результат? Вы довольны, что три еще недавно светских государства накрылись паранджой?
Дарья Сивашенкова
Оригинал статьи