Ваххабиты… у ворот!

Sep 18, 2011 08:28

Многие считают, что в Татарстане и на Поволжье, в отличие от Кавказа, проблем с исламом нет. К сожаленью, это не так :( Интервью было взято в конце 2010 года, с тех пор даже позитивный пример с Каддафи, приведенный в конце, оказался неуместным....

Татарстанский ваххабизм.

В Казани 2 декабря 2010 года прошёл республиканский научно-практический семинар «Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия», посвящённый одной из самых громких, неоднозначных, а равно и необсуждаемых проблем в Татарстане и во всём Поволжье: радикальный Ислам - или ваххабизм, салафизм.

Мы попросили ответить на вопросы одного из участников этого мероприятия - Раиса Сулейманова, заместителя руководителя Центра евразийских и международных исследований Казанского федерального университета.

•    Раис Равкатович, какие основные проблемы были освещены на данном семинаре?

Сегодня стало очевидным для всех, что в умму Татарстана проникли совершенно чуждые татарам нетрадиционные формы Ислама, которые всё больше и больше от пропаганды переходят к делу, что на практике выливается в вооружённые действия. Одной из таких нетрадиционных форм Ислама является салафизм (ваххабизм). События в Нурлатском районе Татарстана 25 ноября 2010 года показали, что салафизм в республике милитаризируется, и молодые ребята берут в руки автоматы и уходят в лес.

Организаторы семинара, которые работают над научно-аналитическом проектом «Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста антиправительственных настроений в обществе», в рамках которого и прошёл настоящий семинар, начали готовиться к его проведению ещё в октябре, но никто не думал тогда, что произойдут события в Нурлатском районе Татарстана. Это придало ещё больше актуальности семинару. Участие в нём представителей светских и религиозных учебных заведений, духовенства, экспертов позволило с разных сторон подойти к обсуждению проблемы салафизма в Татарстане. В итоге основные вопросы, поднятые в ходе работы семинара, касались таких тем, как конфликтный потенциал салафизма в республике, структура салафитского подполья, легальная и нелегальная салафитская литература, ситуация с салафизмом в регионе Закамья, прогноз развития салафизма на ближайшие несколько лет и влияние Кавказа на Среднее Поволжье и конкретно - на Татарстан.

•    Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Татарстане? Насколько она накалена в религиозной среде?

Сегодня ситуация в Татарстане в её умме однозначно может характеризоваться как - крайне опасная! В моих словах нет ничего алармистского: сегодня салафитизация достигла такого уровня, что ещё немного времени… и можно будет констатировать окончательную победу салафизма. События в Татарстане всё больше и больше напоминают ингушско-дагестанский сценарий развития событий, иначе говоря - мира в Татарстане, в Урало-Поволжье, не будет. Фактически мы на пороге перманентной войны. Да, к счастью, силовики пока ситуацию держат под контролем. Но и они понимают и трезво оценивают ситуацию как крайне опасную. Где гарантия, что нурлатские события не повторятся? Я в этом не уверен.

•    Возможно ли, что Татарстан повторит судьбу Дагестана? Есть ли предпосылки для этого?

К сожалению, ситуация в Татарстане всё больше и больше напоминает ингушско-дагестанский сценарий: отдельные нападения на сотрудников правоохранительных органов, минирование их автомобилей, покушения на их жизни, уход в лес. Более того, случай с Русланом Спиридоновым очень напоминает северокавказские реалии: там тоже дети некоторых (безусловно, не всех, но некоторых) сотрудников правоохранительных органов или высокопоставленных чиновников становились ваххабитами и вступали в бандформирования. Руслан Спиридонов - сын Клементия Спиридонова - бывшего прокурора Чистополя. Как видим, и в этом картина в Татарстане показывает, что салафизм в республике имеет параллели с северокавказской.

Некоторые наивные люди любят голословно заявлять, что, дескать, «татары - это не кавказцы, у нас другой менталитет», и что «татары за оружие не возьмутся». Нурлатские события показали, что никакие ментальные этнические особенности здесь совершенно не играют роли: двое из боевиков были татарами, а третий - крященом. Чем, извините меня, татарстанские салафиты отличаются от дагестанских?

•    Что можно и нужно предпринять, чтобы снять с повестки дня эти вопросы?

Я назову несколько конкретных предложений, что стоит сделать, чтобы ситуация начала меняться в лучшую сторону (именно к этому и пришли участники семинара в итоге).

Во-первых, законодательный запрет салафизма на территории всей России. Без юридической базы бороться с салафизмом весьма затруднительно. Любой салафит может спокойно афишировать свою принадлежность к салафитскому сообществу, не боясь быть подвергнут наказанию. Государство может его остановить только тогда, когда он берётся за оружие. Но не будет ли это слишком поздно? То есть, пока боевиков было трое, а если завтра их будет… уже несколько десятков - что тогда?

Во-вторых, немедленная ротация кадров, путём смещения с руководящих должностей в умме Татарстана салафитов и салафитствующих.

В-третьих, прекращение обучения в зарубежных религиозных учебных заведениях мусульманской молодёжи или, как минимум, отправка за рубеж тех ребят, которые вначале получили базовое религиозное образование в России. Сегодня в Саудовской Аравии обучаются 120 татар, скоро они вернутся на Родину, придут в мечети Татарстана и сами понимаете - какой Ислам они принесут туда!.. Если сегодня в республике около трёх тысяч салафитов и салафитствующих, то с приездом более сотни отучившихся в Саудовской Аравии ребят, которые фактически станут салафитскими проповедниками, численность салафитов увеличится до тридцати тысяч, и ситуация тогда окончательно выйдет из-под контроля.

В-четвёртых, закрытие тех религиозных учебных заведений в Татарстане, которые зарекомендовали себя, как салафитские. И соответственно - поддержка тех учебных заведений, где строго придерживаются ханафитского мазхаба.

В-пятых, максимальная поддержка со стороны государства традиционного Ислама ханафитского мазхаба. Это выражается и в продвижении на руководящие посты ханафитов, это и популяризация и издание печатных и электронных мусульманских СМИ, придерживающихся традиционного ханафитского мазхаба.

И, наконец, в-шестых, необходимость формулирования сопоставимой с салафизмом по силе общегосударственной идеологии. Бороться с салафизмом только силовыми методами - неэффективно. Здесь необходимо сочетание и силовых методов, особенно там, где ситуация начинает приобретать уже террористический характер (как это было в Нурлатском районе), и упор на информационно-пропагандистскую деятельность по продвижению на доминирующую позицию ханафитского мазхаба. Идеологию ваххабизма можно победить только идеологией! Сегодня единственной альтернативой салафизму является традиционный для татар Ислам ханафитского мазхаба.

•    Какова, по мнению участников семинара, роль государства и ДУМ РТ в решении проблем с радикализацией мусульман?

Участники семинара пришли к единственному выводу: без решительной поддержки государством традиционного Ислама ханафитского мазхаба нам салафизм, а с ним и другие формы религиозного экстремизма, в Татарстане не одолеть. Учитывая, что ДУМ РТ - организация, созданная государством для контроля и управления уммой, государство не только может, но и должно вмешаться в его деятельность. Но сегодня в самом ДУМ РТ полным полно салафитов. Более того, многие из них занимают там руководящие посты. Поэтому крайне необходимо осуществить кадровую ротацию, чтобы на руководящих постах находились ханафиты. Именно глава ДУМ РТ назначает имамов мечетей. Многие из мечетей и медресе в республике превратились в рассадники салафизма. В случае, если ДУМ РТ будет состоять только из ханафитов, то тогда они начнут осуществлять кадровую ротацию в мечетях и медресе, заменяя их руководителей на ханафитов. Ни для кого уже не секрет, что казанская мечеть «Энилэр» является салафитской. Замените руководство этой мечети на ханафита - и тогда ситуация начнёт изменяться! Естественно, не сразу, но начнёт меняться в лучшую сторону.

Рыба гниёт с головы: пока во главе мусульманских общин салафиты - любая борьба с салафизмом будет бессмысленной. Без решительного вмешательства государства тот традиционный для татар Ислам, который мы все знаем по нашим бабушкам и дедушкам, нам не сохранить.

•    Были ли подобные прецеденты в истории арабских стран и, если «да» - то как они решались?

На ум приходит Ливия, где её диктатор Муамар Каддафи разгромил салафитское подполье. Я, безусловно, не предлагаю в Татарстане строить «джамахирию на ливийский манер», поймите правильно. Но как видим, Каддафи удалось остановить салафитизацию своей страны. И это удалось сделать за счёт вмешательства государства в деятельность уммы.

Оригинал статьи

война, татария, ислам, ваххабиты, аллах, волга, коран, салафиты, умма, дагестан, мусульмане, чечня, татарстан, милитаризация

Previous post Next post
Up