Мне было лет четырнадцать, когда папа подарил свою записную книжку.
Этой хрупкой свидетельнице самых сокровенных размышлений и чувств моего отца, возможно, его сестер и друзей - около 67 лет.
На самом деле, до настоящего времени не задумывалась о происхождении этой записной книжки, потому что не обращала внимания на детали.
А теперь возник вопрос: а кому записная книжка принадлежала на самом деле? Отцу? Он был ее владельцем? Или кто-то до него стал аккуратно вносить записи - цитаты после прочтения книг, а папа присоединился? А может я оказалась свидетелем коллективного творчества?
Так или иначе, уже многие мои вопросы останутся без ответа. И жаль, что они возникли в моей голове только сейчас, а не при жизни отца.
Первая деталь, на которую раньше не обращала внимания - это подпись по центру газетного листочка, которая бросается в глаза на первом развороте книжки: «Баку».
Бакун фамилия моего отца, так же как и его сестер Панны и Екатерины до замужества.
Почему эта подпись вызывает сомнение? Потому что у папы моего - Бакуна Петра Ивановича, - был другой почерк и подпись.
С обратной стороны газетного листочка записной книжки портрет Н. Островского. И первые записи!
Первые записи книжки ровным аккуратным почерком... не папиным, но чьим? Поделюсь своим небольшим расследованием. Но прежде полистаем странички, чтобы сложилось представление о содержании записной книжки.
Бросается в глаза разный почерк! Такое впечатление, что записная книжка была дорога и принадлежала не одному человеку, а как минимум, трем - четырем! Папин почерк - на стр.46 *(страницы пронумерованы мною)
За исключением верхней записи на стр.44 (Максим Тинк) - почерк отца на стр.44-45. Интересна деталь на стр.44: сначала цитата "Дружбу не предлагают, она сама возникает", а потом личное откровение "Надо было так сказать. Я так и сказал". Осознанное чтение книг и переживание мыслей писателя с собственными поисками понимания глубокого чувства дружбы.
В записной книжке цитаты М. Горького, М. Алигер, В. Василевской, Ю.Фучика, Р. Стивенсона, Н.В. Гоголя, Н. Островского, Р. Ролана, Ч. Диккенса, Л. Котенко, Войнича, В. Гюго, В. Кетлинской, Л. Вайнсберга, Байрона, Паскаля, Бакрадзе, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Л.Толстого, А.П.Чехова, Шекспира, Айвазовского...встречаются единичные высказывания Маркса, Энгельса, Ленина.
В основном записи на русском! Но есть и на украинском, как, например, на стр. 38 - перевожу "Очень сложный этот свет. Частенько не все выходит так, как хотелось бы ". И дата 22 июня 1954 года. "Я кончаю 10 классов"
Итак, в записной книжке встречаются даты: 1954 год. Ниже на фотографии (стр.29) видны даты 29.011.53 р *(рокiв; ноябрь необычно) и 5.04.54 р. Точно такие же проколы иголочкой есть и на других страничках. Первое и неожиданное, чему удивилась: в записной книжке нет высказываний Сталина, хотя с момента его смерти прошло только 8 месяцев (судя по дате в книжке).
Со стр. 29 до стр. 42 - в записной книжке записи почерком папы.
До стр. 28 - почерк не папин.
со стр.42 до стр. 48 - папин почерк и фрагментарно - другой.
Интересно распределились записи разным почерком. На стр. 49-78 нет папиной руки, а почерк такой же, что и на стр.49. Всего в записной книжке 80 страниц.
Кому принадлежат записи? Вероятно, записная книжка была одна на троих: папу и его сестер Панну и Екатерину. В подтверждение этой версии - сравнение почерка Панны и Екатерины по записям на фотографиях.
Запись на обратной стороне фотографии Панны и ее мужа. Думаю, что писала Панна, а не муж Николай.
Почерк похож на тот же, что и в записной книжке.
На вечную память Пете от зятя Николая и Паши. Омск 5 VII 47 г.
А вот для сравнения почерк Екатерины.
Слева по вертикали "Сестра писала"
На последней, 80-й страничке слева по вертикали папиной рукой видна запись «Сестра писала»...
Только не уточняет - какая из сестер (?)
На память Пете от Кати во время отдыха в Чернолучь(ях) 26 XI-1950 г.
К сожалению, эти две чудом сохранившиеся фотографии с надписями сестер (причем, на фотографии с Панной - лишь мое предположение) яляются весьма «робкой» попыткой заключить, что записная книжка - семейная реликвия.
По другой версии - записи принадлежат друзьям отца. Но здесь ниточка обрывается... сказать нечего.
В предыдущем посте
https://vsemurada.livejournal.com/5592.html я рассказывала, что папа родился и вырос в очень красивом украинском селе «Роскошная» Ставищенского района Киевской области. По национальности он украинец. Не понаслышке знал что такое война, голод... фашисты. Они выгнали семью из хаты, и мать с младшими детьми пряталась в погребе в саду. Отец и старшие сыновья ушли на фронт. Панне было 14 лет и ее с другими женщинами села угнали в концлагерь. Подробности не могу изложить внятно, как и почему Панна осталась в живых - отец ничего об этом не рассказывал, слишком сильная травма детства не давала ему такой возможности. Знаю об этом только по краткому рассказу моей мамы. Екатерина была младше сестры, и она осталась с матерью, как и мой папа. Еще был маленький братик Саша. Папа из них был самый младший.
В школу он пошел, когда закончилась война. Подсчитать не трудно, что учеба для детей его года рождения на оккупированной немцами территории началась в сентябре 1945 года, - в 10 лет. Закончил папа десятилетку в 1954 г., в 19 лет.
Вот таким был мой отец в 1955 году (на обратной стороне фотографии стоит эта дата), в 20 лет. Слева в первом ряду, в платье в клетку - сестра Екатерина.
Записная книжка отца это отражение мировоззреаний, книжного пространства школьного образования УССР 50-х годов прошлого столетия. У меня в голове не укладывается, как дети послевоенного лихолетья -нищеты, разрухи, голода Украины, - из семьи родителей, говорящих только на украинском языке, так превосходно осваивали орфографию и лексику русского языка, так много и охотно читали, имели высокую мотивацию общения, обсуждения и записей мыслей после прочитанного!
Папа кончил школу с хорошим аттестатом. Екатерина тоже получила среднее образование, кончив 10 классов. Родители -Варка (Варвара Савкиевна) и Иван Петрович,- с пониманием относились к тому, что детям необходимо учиться. Кстати сказать, дед Иван был грамотным: умел читать и писать без ошибок. бабушка Варя тоже умела писать, но с ошибками. Время было тяжелым, дети наравне с родителями работали в колхозе за трудодни. В основном, семья жила тем, что давали огород и сад. Сеяли пшеницу, выращивали картофель. Сад давал фрукты (груша, яблоки), ягоды (слива, вишня, черешня) и грецкий орех. Держали домашнюю скотину и кур.
Отец учиться любил, очень много читал, писал грамотно красивым почерком. Хорошо знал историю Отечества, разбирался в законах физики (механике), прекрасно формулировал мысли. И еще очень любил свою родную школу.
Встреча выпускников. Средняя школа села "Роскошная". 1981 год.
Средняя школа, в которой учился Петр Бакун, была основана в 1886 г., является памятником архитектуры XIX века (стиль модерн). Построена школа на средства графини Браницкой. В гражданскую войну в школе размещался штаб конной Армии С.М. Буденного. В 1923 г. была объявлена борьба с неграмотностью, и школа становится центром образования. После Великой Отечественной войны в школе сложился дружный, сплоченный «i мiцний педагогiчний колектив» (папа долго хранил статью из местной газеты о школе. Я тоже ее читала и успела сделать эти записи. Но сейчас не могу ее найти. Помню, что в статье рассказывалось об учителях, о их прекрасной академической образованности. Многие из них имели «корни традиций земского образования»).
Вот так. Семья заложила прочные нравственные основы: честность, порядочность, трудолюбие, ответственность, преданность. Школа привила любовь к учебе, наукам, сформировала мировоззрение.
Начало истории
https://vsemurada.livejournal.com/5592.html