Originally posted by
dzevana at
Дети антисовкаМы, поколение конца 80-х - начала 90-х, практически не помним, что такое Советский Союз. Для нас, заставших этот период сугубо формально, советское ассоциировалось с запахом бабушкиных комнат, хрустальными сервизами в сервантах и блеклыми елочными игрушками, которые год за годом разбавляли новые цветные шары с блестками. По счастливой случайности мы лишь малую часть жизни прожили в ныне несуществующей стране и не успели ей пропитаться, так что технический и культурный прогресс свободно завладел нашими умами. У нас было счастливое небогатое детство с комиксами, жвачками и йо-йо, зарубежная музыка на кассетах и американские сериалы по телевизору. Многие, в том числе и я, крайне смутно помнят девяностые с цыганами, бандитизмом и хилой экономикой, зато на рубеже с двухтысячными было очень интересно быть подростком.
Мы выросли в независимой стране, и у нас есть все основания считать себя такими же независимыми - в первую очередь, от чужого мнения. В 2004 году у нас была своя революция, в которой было почетно участвовать в силу своих возможностей. Мы с подругой расклеивали по городу листовки, поминутно оглядываясь и прикрывая друг друга, как в шпионских фильмах - было небезопасно, но захватывающе. У нас уже тогда посредством семейных и студенческих обсуждений начинала формироваться политическая и гражданская культура, и мы твердо знали, что не все телеканалы одинаково полезны, что на выборы придется обязательно ходить, иначе твой голос могут засчитать кому-нибудь другому, и что Янукович - еле-еле поц с двумя судимостями. С тех пор прошло десять лет, в стране появился ассортимент независимых СМИ, доступный интернет и понимание того, что у нас не Северная Корея и даже не Беларусь.
Мы - все еще формирующаяся нация, но у нас есть разгорающийся внутренний огонек свободы, который подсказывает, как нужно поступать в той или иной ситуации. Мне и многим моим ровесникам после окончания вузов оказалось непросто найти свое место в жизни, так как первое, на что приходится опираться при принятии решений - это собственная совесть. Наши родители могли спокойно заводить детей в 18 лет, им было куда идти работать после школы, и получить трехкомнатную квартиру для семьи было вполне реально. Нам часто вменяют в вину нашу позднюю раскачку, забывая о том, что раньше государство в обмен на определенные моральные неудобства обеспечивало своих жителей базовыми потребностями. Наше государство не дает нам жилье, не гарантирует трудоустройство, и детей мы боимся заводить, так как завтра их может быть нечем кормить. Мы часто жалуемся друг другу, пытаемся оправдываться перед старшими, но не перед собой. У нас есть выбор, свободная информация и право на собственные ошибки - это то, ради чего стоит их совершать.
Принимая свободу, мы несем полную ответственность за свои действия. Собственный опыт учит нас куда быстрее и надежнее, чем родительские советы. Генетический багаж прошлых эпох вскрывается у нас в подсознании, но это куда более древнее прошлое, чем вся советская история. Наша воля сильнее, чем стремление к стабильности, поэтому советское представляется чем-то искусственным и ограничивающим. Мы инстинктивно ощущаем его в пожилых людях, в унылой организации массовых мероприятий, образовательной и бюрократической системе - и отвергаем как чуждое себе. Неуловимый советский дух практически выветрился из нашей повседневности, но неизменно начинает диктовать свои условия, как только дело доходит до выборов, митингов или общения с бабушками в транспорте.
Мы понимаем людей, привыкших к стабильности, которая позволяет переложить часть собственных решений на чужие плечи. Им было хорошо в стране, которой нет уже более 20 лет. Но мы - дети другой эпохи, и нам предстоит строить нашу жизнь в совершенно иных условиях. Единственное, чего мы хотим - это возможности полноценно взять на себя эту ответственность.
Поэтому если вы не хотите нам в этом помогать - постарайтесь хотя бы не мешать. Мы будем вам очень благодарны.