Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна
разговаривая с собеседником, нужно уточнять, что̀ именно он имеет в виду, дабы
случайно не согласиться с глупостью.
Льюисовский «Великий Придира» Кёрк это хорошо понимал:
Пытаясь «завести разговор» в той жалкой манере, которой я выучился на
званых вечерах и применял в беседах с отцом, я сказал, что пейзаж Серрея
показался мне более «естественным», чем я ожидал. «Стоп, - воскликнул Кёрк, и я
чуть не подпрыгнул от неожиданности. -Что, по-вашему, означает
"естественность"?» Я ответил какой-то случайной фразой, но Кёрк
отвергал ответ за ответом, пока, наконец, я не понял, чего он хочет. Он не
болтал, не шутил, не занимал меня - он требовал правильного ответа. Наконец я
понял, что вовсе не знаю, что значит «естественность» и что даже тот смысл,
который я вкладываю в это понятие, не имеет ни малейшего отношения к моей
фразе. «Итак, - сказал Великий Придира, - ваша фраза бессмысленна». Я малость
насупился, полагая, что на этом разговор исчерпан - но нет, Кёрк перешел к
содержанию фразы. Теперь он хотел узнать, на чем основаны (он произносил
«уснованы») мои предположения о ландшафте? На картах, на фотографиях, на
учебнике? У меня не было никаких оснований, за всю жизнь мне не приходило в
голову, что мои суждения (или то, что я ими считал) должны быть на чем-то
«уснованы». И Кёрк пришел к выводу, в котором было так же мало «чувства», как и
- по моим тогдашним понятиям - вежливости: «Теперь вы найдите, что у вас нет ни
малейшего права высказываться по этому поводу».
К.С. Льюис «Настигнут радостью»
Шел я как-то по улице родного города. Был я юн и
новообращен. Библию уже прочитал и считал себя великим апологетом веры
евангельской.
Не раз и не два хотелось мне вступить в интеллектуальную
схватку с еретиками и обратить заблудшие души в лоно истинной баптистской
церкви. Мне казалось, что это очень несложно.
Наверное, именно поэтому Господу пришлось несколько раз
организовывать мои публичные посрамления в спорах с инакомыслящими.
Но я не унывал, читал специальные антисектантские книжки и
ждал реванша…
Дождался…
Так вот, повторюсь, шел я по улице родного города,
начитавшись книжек, разоблачающих ересь мормонизма (в частности там было
сказано, что мормоны не пьют колу и не признают Божественности Христа).
Шел я и шел, как вдруг, откуда ни возьмись навстречу мне два
мормона!
Первый шок я испытал, когда увидел в руках одного из них баночку
колы. Мне казалось, что авторы антимормонских книжек не имеют права так шутить
с читателями. Видимо, я ошибался…
Вторым шоком стало то, что я, изрядно струхнувший от первого
шока, вдруг оказался незаметным для себя образом вовлечен в религиозную
дискуссию о сущности истинной веры.
Достав из рукава, как мне казалось, козырный туз, я заявил:
- А вы зато Божественность Христа не признаете!
Мормоны улыбнулись и на ломаном русском языке сказали:
- Отчего же? Признаем! Иисус Христос - это Бог!
Это был третий шок. Я понял, что грубоватое чувство юмора авторов
антимормонских книжек перешло все мыслимые и немыслимые границы.
И тут Господь смилостивился надо мной. Мормон продолжил:
- Иисус Христос - Бог! Но мы вам даже больше скажем: вы -
тоже Бог! И мы - тоже Боги. Бог был когда-то человеком, а каждый человек имеет
возможность стать Богом.
Я вздохнул с облегчением… Кола оказалась
декофеинизированной, а мормоны не верили, что Христос - это Единственный в
Своем Роде и Уникальный Бог.
Так Господь преподал мне урок: беда современных церковных слушателей
и читателей в том, что они не знают значения основополагающих терминов.
Их легко сбить.
Скажут им: мы веруем в любовь Господа нашего. И они растают
от умиления - нашли родственную душу. А на поверку окажется, что перед ними
адепт секты «Семья любви», для которого Христова любовь - это некое эротическое
приключение.
Скажут им: Слово Божье должно достигнуть разделения души и
духа. И они припомнят, что нечто подобное читали в послании к Евреям. А
уточнить поленятся. И окажутся в плену учения Уитнеса Ли. А потом доказывай им,
что исходный текст говорит о другом: «Ибо слово Божие живо и действенно и
острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа,
составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». (Евр.4:12) Т.е.
до невозможного глубоко проникает Слово Божье, но дух и душа в человеке не
разделяются. Равно как костный мозг под действием Слова не отделяется от
суставов.
Скажут им, что ожидают они Господа Второго Пришествия. И они
вместе пойдут на собрание, где окажется, что у этого «господа» корейское лицо,
и зовут его «преподобный Мун»
А все от того, что не разобрались с терминологией, не
дослушали до конца, не заглянули в контекст цитируемых библейских текстов.
Кстати, тогда мой разговор с мормонами продолжился…
Осмелев от того, что устои мои не пошатнулись, я задал
миссионерам из ЦИХСПД вопрос с подковыркой:
- А вот скажите, есть ли про вас в Библии пророчество? Вот
об Иисусе Христе есть много пророчеств в Ветхом Завете. Было бы логично, если
бы Бог предупредил нас о том, что придет пророк Джозеф Смит и нас введет в
истину посредством книги Моромона.
Американцы вновь улыбнулись:
- Конечно, есть такое пророчество! Вот в книге Иезекииля 37
глава: «И было ко мне слово Господне: ты же, сын человеческий, возьми себе один
жезл и напиши на нем: "Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним"; и еще
возьми жезл и напиши на нем: "Иосифу"; это жезл Ефрема и всего дома
Израилева, союзного с ним. И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы
они в руке твоей были одно. И когда спросят у тебя сыны народа твоего: "не
объяснишь ли нам, что это у тебя?", тогда скажи им: так говорит Господь
Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен
Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и
будут одно в руке Моей». (Иез.37:15-19) Жезл Иосифов - это книга Мормона, а
жезл Иуды - это Библия. Их надо соединить
и получится одна книга.
Возмущению моему не было предела. Я спросил: не считают ли
они меня идиотом? Я спросил: известно ли им значение слова «контекст»? Я тыкал
пальцами в 21 и 22 стихи, где говорится, что Бог хочет не одну книжку из двух
составить, а вновь создать одно государство Израиль, соединив Северное и Южное
царство (Израиль и Иудею).
Я был абсолютно счастлив. Ведь мне удалось распознать подделку,
посрамить лжецов (мормоны спешно ретировались) и остаться в Истине!
Для чего я это написал, - спросит удивленный читатель.
А я отвечу: тут я попытался разрушить сразу три мифа,
поэтому примите три моих совета:
1.
Не бойтесь разговаривать о своей вере с жертвами
религиозных культов
2.
Не верьте на слово никому кроме Бога. Всё тщательно
проверяйте. Особенное внимание уделите вопросам терминологии.
3.
Скрупулёзно изучайте Библию в контексте, стих за
стихом. Избегайте хаотичного и бессистемного чтения Библии.
И тогда ваше «уснование» будет твердым, как скала!
Павел Бегичев
pavel_begichev