Песчаная улица, дом 10. Проект школы

Mar 29, 2023 15:14


Многие жители района Сокол знают, что дом 10 по Песчаной улице изначально строился как школа. Постройку здания приостановила война. А в конце 1944 года, когда для сотрудников разместившейся неподалёку Лаборатории № 2 (Курчатовского института), срочно понадобилось жильё, для этого решили приспособить недостроенную школу. Перепланировкой здания школы под жилой дом занимался архитектор Ю. А. Дульгиер. Дом был сдан в эксплуатацию уже в августе 1945 года.

О том, как бы выглядела эта школа, если бы её всё-таки успели достроить, можно узнать из статьи архитектора Б. Н. Блохина «Новое в крупноблочном строительстве (К постройке школы на Катуаровском шоссе)», помещённой в журнале «Строительство Москвы», № 22-23 за 1940 год. Там описывается другая школа, которую успели построить до войны (Нагорная ул., 22к1), но проект тот же.



Рис 1. Фасад школы на Катуаровском шоссе (проект). Автор арх. Б. В. Леонов.



За 1935-1940 гг. в Москве построено около 400 школ. Столь массовое строительство требовало разработки рациональных типовых проектов, в соответствии с указаниями правительства. Школы строились по типовым проектам архитекторов Фридмана, Рогайлова, Кеслера, Душкина, Машинского, Аркина, Глазова, Джуса, Куповского, Леонова и других.

Ежегодные пересмотры проектов и их переработка приводили к улучшению архитектуры школьных зданий и к большей насыщенности планового решения при одновременном уменьшении объема и постепенном приближении его к установленной правительством норме - 14,5 тыс. м³ для надземной части типовой четырехэтажной школы. Количество типовых проектов при этом с каждым годом сокращалось.

Несмотря на то, что ежегодная модернизация типовых проектов, казалось, достигала пределов реальных возможностей и дальнейшее насыщение планового решения в пределах принятой кубатуры казалось невозможным, творческое соревнование авторов типовых проектов каждый год продолжало приносить те или иные новые улучшения в проекте без увеличения кубатуры здания.

Вплоть до 1936 г. школы строились без каких-либо залов, и авторы при этом зачастую не только не «укладывались» установленную кубатуру, но, неизменно превышая ее, доводили объем здания до 18-19 тыс. м³.

Позже появились рекреационные или актовые залы на четвертом этаже, а в проектах 1939/40 г. архитекторы сумели вместо актовых залов ввести физкультурные залы в первом этаже с комнатами для раздевания, не увеличивая при этом общей кубатуры здания.

Ряд новых поправок внесли авторы в типовые проекты 1940/41 г., значительно отличающиеся от типовых проектов предыдущего года не только в архитектурном, но и в конструктивном решении как кирпичных, так и крупноблочных школьных зданий. И следует полагать, что поправки эти будут не последними, что творческая мысль архитекторов, обогащенная результатами практической реализации проектов, пойдет по пути дальнейшего улучшения и совершенствования школьного строительства.

* * *

В школьном строительстве 1940/41 г. основным является типовой проект арх. Б. В. Леонова (проектная контора Треста блочного строительства). Из общего количества 10 школ, намеченных к постройке в 1940/41 г., 6 школ (3 - из кирпича и 3 - из крупных блоков), согласно решению Исполкома Моссовета от 10 сентября 1940 г., будут построены по его проекту (рис. 1-4). По проектам арх. Леонова школы из крупных блоков строились также в 1937/38, 1938/39 и 1939/40 гг.

В типовом проекте арх. Леонова на 1940/41 г. основная схема плана и размещение учебных помещений в типовых этажах (рис. 2) приняты без существенных изменений по отношению к его проектам, реализованным в предыдущие годы. Однако, плановое решение в новом проекте отличается большей насыщенностью, достигнутой за счет сокращения размеров некоторых подсобных помещений и увеличения количества классных и лабораторных помещений без увеличения общей кубатуры здания.



Рис. 2. План третьего этажа.



Рис. 3. План первого этажа.



Рис. 4. План подвального этажа.

Так, за счет расположения в первом этаже одного дополнительного класса и двух лабораторий общее количество классов в новом проекте увеличено с 22 до 23, количество лабораторий доведено до четырех вместо двух, а количество лаборантских комнат - до трех вместо двух. Площадь библиотеки увеличена с 34 м² до 50 м², т. е. до размеров классного помещения. Все другие вспомогательные помещения в основном по своим размерам остались близкими к проектам прошлых лет, отличаясь, однако, более рациональным размещением в общем комплексе школьных помещений (рис. 3).

В новом типовом проекте введен еще один новый планировочный прием: буфет с подсобной комнатой при нем размещены в подвальном этаже (рис. 4).

Необходимость экономии металла заставила подвергнуть ревизии также и конструктивные решения. Индустриальные методы, уже вошедшие в практику школьного строительства, дали возможность найти ряд новых рациональных решений и в этой области.

Наличие башенных подъемных кранов (один кран на каждой кирпичной стройке и два параллельно работающих - на каждой крупноблочной) обеспечило возможность замены металлических балок междуэтажных перекрытий и металлических колонн в вестибюле сборными железобетонными конструкциями.

Внедрению новых конструкций и освоению их для массового производства в решающей степени способствовало наличие в системе Треста блочного строительства, во-первых, проектной мастерской, являющейся органической составной частью треста, а во-вторых, соответствующей заводской базы.

Авторы типовых проектов школ 1940/41 г., работающие вне системы строительных трестов, встретились при проектировании сборных конструкций с рядом серьезных затруднений. В частности, они не могли знать заранее, кто и как будет осуществлять проектируемые ими сборные конструкции, и, следовательно, не всегда могли быть уверены в возможности их практической реализации.

Этой неуверенности и неопределенности не знали проектировщики крупноблочных школ; при проектировании конструктивных элементов вопросы технологического порядка их работу не осложняли, так как по ходу проектирования они имели возможность согласовывать вопросы технологии и монтажа с непосредственными исполнителями их проектных замыслов. Практика живого обмена мнений с технологами и строителями-монтажниками неизменно приводила к упрощению конструкций, к улучшению и удешевлению строительства.

На протяжении 1939-1940 гг. коллектив Треста блочного строительства добился значительных успехов в совершенствовании заводской технологии, в улучшении качества блоков и обогащении их фактуры, в ускорении сроков строительства и темпа монтажных работ.

В декабре 1940 г. Исполком Моссовета поставил перед строителями задачу - к концу года закончить вчерне и вывести под крышу школы, намеченные к строительству в первую очередь. Среди этих построек числились две школы из крупных блоков, спроектированные арх. Леоновым: по Катуаровскому шоссе и во Владимирском поселке (шоссе Энтузиастов).

Коллектив инженерно-технических работников совместно с руководителями Треста блочного строительства и бригадирами-монтажниками разработал графики изготовления стеновых блоков и других сборных конструкций, график завоза их на стройплощадку и график монтажа.

Изготовление блоков и железобетонных стройдеталей было размещено на заводах треста в соответствии с территориальным расположением строек и технологическим профилем заводов. Так, для школы на Катуаровском шоссе блоки для наружных стен были изготовлены Дубининским заводом; блоки для внутренних стен, железобетонные сборные несущие конструкции и карнизные блоки изготовлены Таганским заводом крупных блоков; на Таганском же заводе были изготовлены наружные и внутренние стеновые блоки, железобетонные несущие конструкции и карнизные блоки для школы во Владимирском поселке.

Работая по установленному графику, заводы своевременно обеспечили строительство необходимым количеством стройдеталей, и монтажники смогли приступить 14 декабря к монтажу стен на подготовленных фундаментах школы на Катуаровском шоссе.

Планомерная подача материалов и всех стройдеталей, четкое руководство работами со стороны производителя монтажных работ Н. М. Сенина и ударная работа бригады монтажников Г. Ф. Васильева обеспечили возможность закончить монтаж основных стен и перекрытий школы 27 декабря. 29 декабря были начаты работы по монтажу стропил, а 31 декабря, точно по графику, было закончено вчерне и выведено под крышу здание четырехэтажной школы с готовым, отделанным фасадом. Чтобы оценить по достоинству такие темпы монтажа, остается подчеркнуть, что они достигнуты в условиях зимнего производства работ.

Организация работ по принятому графику требовала наличия на стройплощадке к началу монтажных работ запаса блоков на первые два этажа и непрерывной подачи блоков на площадку в ночные смены по ходу строительства.

Ускорение темпов строительства достигнуто также за счет применения железобетонных сборных прогонов, монтаж которых с помощью башенного крана не представлял никаких затруднений. А так как размеры гнезд в блоках соответствовали сечению прогонов, сократился объем операций по заделке гнезд после укладки прогонов. Применение железобетонных прогонов вместо металлических исключило такие работы, как резка балок, приварка хомутов, заделка гнезд карпичом и пр.

Предусмотренные в проекте организации работ способы монтажа блоков, в сочетании с умелой работой бригады монтажников т. Васильева, обеспечили хорошее качество монтажа.

Малоопытным монтажникам лишь в редких случаях удается Произвести установку блока с одного раза. Они обычно сначала устанавливают блок начерно, проверяют его по линии ранее установленных блоков, убавляют или добавляют постель раствора под блок и т. д. Все эти операции снижают темпы монтажа.

Опытная бригада монтажников т. Васильева производит установку блока, при медленном опускании его краном, с одного раза. При этом монтажники предварительно осматривают блок, определяют потребную постель раствора, а затем добиваются правильного, точного опускания блока, чтобы избежать повторных подъемов.

Своевременная подача на постройку сборных железобетонных плит и деревянных щитов наката давала возможность бесперебойно развертывать фронт работ монтажников. Успешному монтажу способствовало также применение легких переносных подмостей, переставляемых краном с места на место, по мере перехода монтажной бригады в пределах этажа, и поднимаемых затем на последующие этажи.

Интересно отметить, что на строительстве в течение рабочей смены одновременно работали в среднем всего 15-20 рабочих различных специальностей, тогда как на стройплощадке кирпичной школы одновременно работают 100-105 человек. При этом мы получили законченное вчерне здание с отделанным фасадом, а, между тем, об отделке фасадов кирпичных школ, где применяется наружная штукатурка, в условиях зимы не может быть и речи. Это лишний раз показывает преимущества индустриального крупноблочного строительства, возможности его дальнейшего совершенствования и внедрения в широкую практику.

Наряду с хорошим качеством монтажа, достигнутым на строительстве школы, необходимо отметить также высокое качество блоков, изготовленных Дубининским заводом (директор О. М. Иванов). В производстве блоков, офактуренных под розовый мрамор, изготовлявшихся под наблюдением и руководством лаборанта завода П. Н. Кодовой, завод добился значительных успехов.

* * *

В то время как ежегодная модернизация типовых проектов неизменно вела к улучшению плановых решений и качества внутренней отделки, фасады, как правило, в абсолютном большинстве случаев оставлялись неотделанными, что характерно в первую очередь для большинства кирпичных школ, выстроенных за последние годы.

Школа по Катуаровскому шоссе в этом отношении представляет собой первое отрадное исключение. Едва лишь смонтированная, еще без окончательной внутренней отделки, она представляет собой со стороны фасада законченное здание и производит жизнерадостное впечатление розовыми тонами внешней фактуры блоков, отделанных под мрамор, цветными вставками подоконных блоков и чистыми белыми плоскостями дворовых фасадов (рис. 5 и 6).



Рис. 5. Общий вид школы на Катуаровском шоссе на четырнадцатый день строительства.





Рис. 7. Фрагменты фасада школы.

В еще более выгодном свете представляется школа на Катуаровском шоссе при сравнении ее с тремя расположенными поблизости к ней блочными и кирпичными школами, выстроенными за последние годы. Не законченные поныне, довольно мрачные фасады этих школ резко подчеркивают жизнерадостный вид фасада новой школы.

Архитектурное решение фасада отличается четкими вертикальными членениями в средней части и панно из блоков с цветной фактурой по бокам. В этом решении значительно богаче представлена фактура блоков по сравнению с фасадами всех ранее выстроенных школ.

В архитектурном решении блоков фасада можно отметить повторение отдельных приемов, осуществленных ранее в архитектуре жилых зданий, уже построенных Трестом блочного строительства. При этом, однако, блоки представлены в новых сочетаниях и в ином цветовом оформлении. В этом отношении решение, разработанное арх. Б. В. Леоновым, лишний раз подчеркивает богатые архитектурные возможности крупных блоков в качестве стенового материала, в качестве элементов фасада.

Применение цветной фактуры под розовый мрамор для пилястр средней части, зеленого орнамента подоконных вставок, выполненных приемом, напоминающим «сграффито», и трехцветной фактуры квадров боковых панно, перекрытых цветным карнизом на легких кронштейнах, - таковы простые приемы, с помощью которых архитектор дал законченный жизнерадостный фасад, полученный в натуре одновременно с возведением стен.

Остается пожелать, чтобы архитектурные приемы, направленные на получение законченного фасада одновременно с возведением здания, прочно привились в практике дальнейшего школьного строительства, не только крупноблочного, но и кирпичного.

Следует отметить еще одну особенность в архитектуре школы на Катуаровском шоссе. В архитектурном решении с вертикальными членениями, а также в трехцветных блоках боковых панно удалось устранить характерную для стеновых крупных блоков немасштабность по отношению к пропорциям здания. Такое достижение, реализованное на ряде последних построек из крупных блоков, говорит о том, что архитектор все больше и больше подчиняет себе, своему творческому замыслу крупные блоки в качестве основного строительного материала, воздействует на их размеры и формы, подчиняя первые последним и увязывая конструктивную схему с архитектурой воздвигаемого здания.

Значительные и многообразные достижения в области архитектурных решений и наличие крепкой технологической и строительно-монтажной базы служат залогом новых дальнейших достижений крупноблочного строительства.

Если сравнить дом 10 по Песчаной улице с этим проектом школы, можно увидеть дополнительные два вертикальных ряда окон по бокам главного фасада. Очевидно, дополнительные окна потребовались для освещения комнат, сделанных вместо классов. Такие же два ряда окон, но уже с балкончиками, появились на дворовом фасаде.

Источник: https://electro.nekrasovka.ru/books/6171158/pages/3

неосуществлённые архитектурные проекты, школы, Песчаная улица, архитектура, фото времён СССР, карты планы и чертежи, Песчаная ул. дом 10, фото, старое фото, статьи и заметки

Previous post Next post
Up