Волонтерам Общественного совета по увековечению памяти воинов, погребенных на Братском кладбище героев Первой мировой войны в Москве на Соколе, удалось получить уникальную ФОТОГРАФИЮ юнкерши Марии Вруцевич, погребенной в ноябре 1917 года (в 2-х метрах справа от могилы вольноопределяющегося Сергея Шлихтера). Фотография Марии Вруцевич случайно попала в руки историка Ольги в ходе изучения фотоматериалов о семье Молокиных, включая известного архитектора Молокина А.Г. Именно историк Ольга выслала волонтерам Общественного и "Добровольческого корпуса" дореволюционную фотографию Марии Вруцевич.
В ноябре 2017 г. исполнилось 100 лет со времени погребения юнкеров на Братском кладбище, среди которых была Мария Вруцевич. Захоронение юнкерши Марии Вруцевич, погибшей 5-го ноября 1917 года в бою с красногвардейцами у Троицких ворот Московского Кремля, расположено вблизи захоронения двух немецких военнопленных Гуго Вейнтеля и Карла Витмана, скончавшихся в 1919 году от ран и болезней и погребенных на Братском кладбище, на участке "Общественных деятелей", недалеко от могилы вольноопределяющегося Сергея Шлихтера - героя Первой мировой войны.
Еще во времена существования СССР старожилы района "Сокол", участвовавшие в Революции и Гражданской войне, рассказывали в частных беседах, что с юнкершей Марией Вруцевич и ее приятелем немецкими военнопленными Гуго Вейнтелем произошла легендарная и очень трагическая история, непосредственно связанная с Братским кладбищем героев Первой мировой войны.
Гуго Вейнтель в 1917 г. (еще до октябрьской революции) был в приятельских отношениях с Марией Вруцевич. Когда в октябре-ноябре 1917 г. начались бои в Москве, Мария Вруцевич воевала водителем броневика на стороне юнкеров у Троицких ворот Кремля. А ее приятель Гуго Вейнтель воевал на стороне красногвардейцев в том же месте. Когда юнкера занимали Кремль, большинство солдат (которые были за большевиков) сдалось юнкерам. А наиболее идейные, среди которых были Гуго Вейнтель и его друг Карл Витман, сдаваться не стали и начали стрелять по юнкерам. Гуго Вейнтель не видел, что в броневике сидит его близкая знакомая. Он кинул гранату в броневик, который вела Мария Вруцевич. Маленький осколок залетел в смотровую щель и убил Марию. Когда Гуго Вейнтель узнал через несколько дней, что убил свою приятельницу, он хотел застрелиться. Но его друг Витман не дал ему покончить с собой.
Марию Вруцевич похоронили на Братском кладбище в нескольких метрах (справа) от могилы Шлихтера. Надгробие над ее могилой восстановили в апреле 2018 г.
Когда в июне 1919 г. Гуго Вейнтель умирал от болезни, он попросил похоронить его на Братском кладбище рядом с могилой его знакомой Марии Вруцевич. Поэтому могила Вейнтеля находится на участке "Общественных деятелей" недалеко от могилы Марии. А в сентябре 1919 г. скончался от болезни его друг Карл Витман, которого похоронили там же на Братском кладбище (рядом с могилами Марии Вруцевич и Гуго Вейнтеля). Такая вот легендарная история.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА о Марии Вруцевич.
ВРУЦЕВИЧ МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - юнкер-доброволец, шофер броневика. В годы Первой мировой войны состояла во Всероссийском земском союзе городов. Родилась в городе Вильно в 1895 году. (День и месяц рождения неизвестны.) Православная. Приняла участие в боях в Москве в октябре-ноябре 1917 г. на стороне юнкеров. Водитель броневика. Участвовала 5-го ноября 1917 г. в занятии юнкерами Кремля. Была убита осколком гранаты, попавшей в смотровую щель бронеавтомобиля, брошенной одним из красногвардейцев. По одной из версий гранату бросил бывший германский военнопленный Вейнтель Гуго, выпущенный большевиками вместе с другими германцами из лагеря для военнопленных на Ходынском поле. Мария Вруцевич была погребена 9-го ноября 1917 г. на Братском кладбище героев Первой мировой войны, на участке "Общественных деятелей", в 2-х метрах от могилы Сергея Шлихтера.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА о германцах Карле Витмане и Гуго Вейнтеле:
ВЕЙНТЕЛЬ ГУГО - германский военнопленный, красный военспец в 1917-19 годах, участник боев с юнкерами на территории Кремля и в Москве. Уроженец Штутгарта. Скончался от болезни и погребен 19 июня 1919 г. на участке "Общественных деятелей" рядом с могилой погибшей юнкерши Марии Вруцевич, в нескольких метрах от могилы Шлихтера С.А.
ВИТМАН КАРЛ - германский военнопленный, красный военспец в 1917-19 годах, участник боев с юнкерами на территории Кремля и в Москве. Скончался от болезни и погребен 23 сентября 1919 г. на Братском кладбище.
Ниже на фото восстановленная мраморная надгробная плита, на которой (среди имен и фамилий участников Первой мировой и Гражданской войн, жертв террора и массовых репрессий) увековечены немцы Гуго Вейнтель и Карл Витман - военспецы Красной армии, скончавшиеся от ран и болезней в 1919 году и погребенные на Братском кладбище близ захоронений юнкерши Марии Вруцевич и Сергея Шлихтера:
На мраморной надгробной плите волонтерами Общественного совета размещен текст: "Степан Белецкий, директор полиции, казнен 1918, Алексей Щастный, кап. 1-го ранга, герой "Ледового похода" Балтфлота, казнен 1918, Валентин Трифонов, советский деятель, казнен 1938, Кард Витман, Гуго Вейнтель, сконч. 1919, Александр Федорович Колчак, адмирал, герой Русско-японской войны, красный военспец, сконч. 1929".
Примечательно, что на этой же надгробной плите увековечен адмирал Колчак Александр Федорович - военспец на Красном флоте (РККФ), дядя А.В. Колчака, Верховного Правителя России. Адмирал А.Ф. Колчак скончался в 1929 г. и был погребен на Братском кладбище. Надгробия над могилами "красного адмирала" А.Ф. Колчака, немцев Гуго Вейнтеля и Карла Витмана были ликвидированы в начале 1930-х годов, когда начали уничтожать Братское кладбище.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА с краткой биографией "красного адмирала" А.Ф. Колчака.
Александр Федорович Колчак - родился в 1857 г., окончил Морской корпус (1879), имел "знак об окончании курса артиллерийских классов", на Балтийском флоте капитан 2 ранга на эсминце "Буйный", совершил переход на Дальний Восток (августа 1903 - май 1904), участвовал в Русско-японской войне и обороне Порт-Артура, капитан 1-го ранга (1905). В декабре 1910 года вышел в отставку в звании контр-адмирала. В 1914 г. проживал по адресу: Кронштадт, Песочная 27. После октября 1917 г. был привлечен к работе в качестве военного специалиста и консультанта на КРАСНЫЙ ФЛОТ (РККФ). Умер в 1929 г. Погребен в 1929 г. в районе Братского кладбища героев Первой мировой войны.
Место на Братском кладбище (у памятника Сергею Шлихтеру), где волонтерами Общественного совета, при участии группы жителей района "Сокол", было восстановлено надгробие с несколькими фамилиям, среди которых адмирал и красный военспец А.Ф. Колчак, немцы Гуго Вейнтель и Карл Витман:
Помимо вышеуказанной плиты, силами волонтеров Общественного совета (по ходатайству родственников и потомков погибших героев) у памятника С.А. Шлихтеру было восстановлено еще несколько мраморных надгробных плит над захоронениями сестер милосердия, казаков, юнкеров, солдат, офицеров генералов, включая участников Первой мировой войны, Белого движения, жертв красного террора, бойцов Красной армии, которые в 1915-1929 годах хоронились на Братском кладбище.
Другие мраморные надгробные плиты на Братском кладбище (у памятника Шлихтеру С.А.), восстановленные над могилами героев и жертв Первой мировой и Гражданской войн:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ НАДГРОБНЫХ ПЛИТ.
На территории Братского кладбища до сего дня в земле находят разбитые старинные мраморные плиты. Несколько таких старинных мраморных плит обнаружили жители района "Сокол", когда рабочие рыли траншеи во время ремонта подземных коммуникаций. Такими плитами были облицованы деревянная часовня, офицерские и генеральские захоронения в центральной части Братского кладбища у памятника Сергею Шлихтеру.
Волонтеры Общественного совета отреставрировали найденные старинные плиты. Затем ими на мраморных плитах был высечен текст с фамилиями героев и жертв Первой мировой и Гражданской войн, погребенных на Братском кладбище.
В создании и воздвижении УНИКАЛЬНЫХ надгробных плит приняли участие родственники и потомки погребенных, группа жителей района "Сокол" и Храм Всех Святых. Надгробные плиты были установлены на Братском кладбище (рядом с сохранившимся гранитным памятником Сергею Шлихтеру), на месте предполагаемых захоронений героев и жертв Первой мировой и Гражданской войн и массовых репрессий.
Так это делалось. Фото.
На нижнем фото у креста крайний слева активист Общественного совета ЭРНЕСТ БОРИСОВИЧ ШЛИХТЕР (племянник героя Первой мировой войны Сергея Шлихтера), скоропостижно скончавшийся в 2019 г. после тяжелой и продолжительной болезни:
Крест, воздвигнутый в 1994 году на территории Братского кладбища в память Юнкеров, погребенных близ могилы С.А. Шлихтера на Братском некрополе в ноябре 1917 года. В 1998 г. сей Крест был перенесен с Братского кладбища и установлен во дворе Храма Всех Святых на Соколе.
Крест Юнкерам, перенесенный в 1998 г. к Храму Всех Святых на Соколе:
Текст на Кресте "ЮНКЕРА. МЫ ПОГИБЛИ ЗА НАШУ И ВАШУ СВОБОДУ. Москва. Октябрь. 1917 год".
В основании Креста, плита перенесенная с Братского кладбища к Храму Всех Святых:
Текст на плите: "Учащиеся военных, юнкерских и кадетских училищ, студенты и гимназисты, погибшие в Москве 26.Х-3.ХI 1917 г. Погребены 13.ХI (ст. ст.) на Братском кладбище".
На фото акция памяти, прошедшая 11-го ноября 2018 года у Храма Всех Святых на Соколе и на Братском кладбище у восстановленных надгробий над могилами участников Первой мировой и Гражданской войн:
Старинные фото могил сестер милосердия, офицерских и генеральских захоронений в центре Братского кладбища:
План-карта к Генплану строительства в 1998 г. Мемориального комплекса на Братском кладбище.
Мемориальные объекты и Храм-часовня, воздвигнутые на Братском кладбище:
Храм-часовня Преображения Господня на Братском кладбище.
Статья в газете "Русь Державная" за 1998 г. № 11-12: