Оригинал взят у
stapelia2784 в
Поселок художников на Соколе. Часть 24. Улица Сурикова. Дом Павлинова. Поселок художников на Соколе. Часть 24. Улица Сурикова. Дом Павлинова.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Часть 10.
Часть 11.
Часть 12.
Часть 13.
Часть 14.
Часть 15.
Часть 16.
Часть 17.
Часть 18.
Часть 19.
Часть 20.
Часть 21.
Часть 22.
Часть 23.
В прошлой части последний дом, о котором я успела рассказать, это дом №23 на ул. Сурикова, где некоторое время жил архитетор Веснин В.А., а в этой части мы подробно поговорим еще об одном удивительном доме и его жителях, а также узнаем о его знаменитых гостях.
Дом №23Б. Жилой дом 1925 г. построен по проекту архитекторов братьев Весниных. Дом стоит в глубине ул. Сурикова, на фото ниже справа д. 23А, а вдали видна крыша д. №23Б.
О том, что в этом доме жил художник Павлинов Павел Яковлевич (1881 - 1966 гг.) знают многие, в т.ч. и о том какой огромный вклад внес этот человек в создание поселка Сокол, поэтому об этом я писать не буду, а вот о нем как о художнике и творце, о других талантах Павла Яковлевича знают не все, да и о других членах этой творческой семьи известно не многим, об этом и поговорим.
Павел Яковлевич Павлинов (1881 - 1966 гг.) - морской офицер, художник-график, иллюстратор, преподаватель, искусствовед прожил долгую и удивительную жизнь.
Павлинов Павел Яковлевич
Его отец - Яков Иванович Павлинов - потомственный дворянин Астраханской губернии, морской офицер, педагог, генерал-майор по адмиралтейству, чье имя написано золотыми буквами на мраморной доске Морского корпуса. Еще гардемарином Яков Иванович ходил в Австралию и когда в походе умер от болезни штатный штурман, то гардемарин выпускного класса Павлинов Я.И. с успехом его заменил. С 1884 г. он штатный преподаватель Морского училища в Петербурге, воспитавший целую плеяду морских офицеров, среди его учеников был и известный кораблестроитель, академик А.Н. Крылов (
о нем я писала здесь) . Крылов А.Н. писал в своих восспоминаниях, что мы "гордились такими учителями, как... Я.И. Павлинов".
Мать Павла Яковлевича - Вера Александровна Никифорова, дочь небогатого купца 2-й гильдии, первая жена Я.И.
Семья была многодетная три сестры и семь братьев, шестеро из которых пошли по стопам отца, в т.ч. и Павел Яковлевич. После окончания сначала 2-го кадетского корпуса, а затем Морского инженерного училища с 1900 г, он до 1903 г. служил на флоте, во время загран. плавания посетил Стамбул, Иерусалим, Венецию, Неаполь, Крит, Афины, Каир, Рим, Париж и др. города и страны.
Еще в детстве Павел Яковленич увлекся рисованием, повзрослев брал частные уроки у художника
О.Э. Браза (1899 - 1901). С 1904 г по 1911 г П.Я. преподавал в Морском корпусе начертат. геометрию, мор. практику, рисунок.
Морской кадетский корпус, где преподавал Павел Яковлевич и его отец.
В 1903 - 1906 гг. Павел Яковлевич становится вольнослушателем Академии Художеств, где учится у И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского. Участвует в выставках, занимается иллюстрацией. В 1908 г. Павлинов учился в Мюнхене, а в 1910 г. во время поездки в Париж посетил мастерскую А. Матисса.
В 1911 г. Павел Яковлевич выходит в запас в звании капитана второго ранга и переезжает в Москву. По справочнику "Вся Москва" 1913 г. Павел Яковлевич живет по адресу: Криво-Никольский пер., 8, в д. Ледницкого А.Р. На фото 1959 г. второй дом справа. (судя
по этой статье в 2014 г. дом был еще цел).
А после смерти архитектора Соловьева Сергея Устиновича в 1912 г., Павлиновы покупают его особняк и переезжают в Малый Ржевский пер., д.6\18.
Дом записан на пот. двор. Павлинову Ксению Васильевну (видимо, жену П.Я.). К сожалению, достоверных сведений о женах П.Я. я не нашла, поэтому приведу те, что нашла, но в которых до конца не уверена. Буду рада любым уточнениям.
Судя по информации
с этого сайта, возможно ошибочных (ниже объясню, что меня смущает).Ксения Васильевна была первой женой Павла Яковлевича, а также дочерью и наследницей знаменитого тульского купца - Баташева Василия Степановича, имевшего в Туле Самоварную фабрику. От этого брака у П.Я. родился сын Дмитрий (1915 - 1981 гг.).. Ксения Васильевна умерла от родовой горячки в 1915 г.
Павлинова Ксения Васильевна, ур. Баташева.
Вторым браком, как пишут на том же сайте, П.Я. был женат на Александре (других сведений о ней нет). От этого брака родился его второй сын Петр.
Александра(?)
Но если вглядеться в лица этих женщин, то они так походе, как будто это один и тот же человек, только в разные годы своей жизни (вот это меня и смущает).
Сначала Павлинов работал в технике офорта, с 1912 - в линогравюре, с 1916 - в
ксилографии. Постепенно ксилография вытеснила из его творчества все остальные виды графического искусства. С 1914 г. П.Я. становится членом Моск. т-ва художников (МТХ), а с 1918 г. его председателем, участником выставок этого товарищества. Мастер гравировального портрета, тонкий психолог Павлинов интересен и как художник-портретист. В разные годы им созданы портреты-характеристики: Блока, Белого, Тютчева, Пушкина, Островского, Стендаля, Золя, Баха, сказительницы Кривополеновой и мн. других. А знаменитый портрет Пушкина еще при жизни художника в 1964 г. на выставке русской графики в Дрезденской галерее был признан лучшим ксилографическим портретом XX в.
Павлинов много путешествовал. Когда началась Первая мировая война, заставшая его в Италии, он вернулся в Москву и работал в Военном цензурном комитете при штабе Моск. ВО, затем в штабе ВМС. Не оставлял и занятий гравюрой.
К событиям 1918 года относится рассказ сына художника Петра Павловича об аресте Павлинова в числе группы бывших офицеров царской армии. Им грозил расстрел. Об этом узнал нарком просвещения А.В. Луначарский (он нередко бывал в доме Павлинова, где проходили заседания МТХ). Луначарский прислал своего представителя, чтобы освободить Павлинова. Тот сказал: "А ведь тут и Фаворский..." Обоих удалось спасти.
В послереволюционные годы Павлинов, вместе с Фаворским и К. Истоминым, увлекся театром марионеток, и стал заведующим его технической частью. Одновременно работал в Окнах РОСТА, участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины, является руководителем собственной школы-студии в Хамовниках.
Далее сведения о Павлиновых несколько разнятся. По одним данным в первые же послереволюционные годы Павлиновым пришлось переехать из особняка на М.Ржевском. Этот дом понравился одному чекисту - грузину (позднее в здании размещалось Грузинское посольство), и Павлиновых выселили. Они перезжают к родственникам, а в 1922 - 1925 гг. уезжают жить в Сергиев-Посад, куда в те годы бежали многие семьи их друзей. Однако, по справочнику 1923 г. указывается, что П.Я. проживает в Померанцевом (тогда
Троицком) пер., д.7, кв.6.
Вероятно, переехав в Сергиев-Посад, Павлинов сохранил за собой и квартиру в Москве, т.к. в 1921 г. Фаворский пригласил его во ВХУТЕМАС, где он становится деканом графического факультета и заведующим кафедрой рисунка ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) - учебного заведения нового типа, соединившего в своих стенах все направления изобразительного искусства и архитектуры и одновременно лучшие художественные силы Москвы.
Высшей школе Павел Яковлевич отдал 29 лет своей жизни. Он был профессором ВХУТЕМАСа, ВХУТЕИНа, Полиграфического института, Московского института истории искусств и Московского художественного института им. В.И. Сурикова. В начале 1930-х гг. П.Я. Павлинов разрабатывает уникальную методику, получившую название "Графическая грамота" (в издании 1966 г. "Каждый может научиться рисовать"). Эта методика всеобщей графической грамотности привлекла тогда к себе виднейших деятелей культуры и науки.
С 1925 г. он член общества "Четыре искусства", затем с 1932 г. - член МОСХа. Занимался Павлинов много и иллюстрацией, им оформлены и проиллюстрированы книги А. Виноградова, Лермонтова, Короленко, Новикова-Прибоя, Н. Лескова и др., а его иллюстрации к "Русалке" А. С. Пушкина давно получили мировое признание. П.Я. создавал виды старой и новой Москвы (серия ксилогравюр о строительстве Москвы, 1927), работы на темы русской истории ("Дуэль Пушкина", 1921), разрабатывал экслибрисы.
В 1930-е годы перешёл к иллюстрациям тушью ("Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова, 1938-1939, 1941, годы и другие). Он первым придумал добавлять в тушь куриную желчь. От этого она приобретала особый блеск на бумаге и прочность… Как писали искусствоведы того времени, "свободный штрих-росчерк вносит динамику в строгую композицию...".
П. Я. Павлинов Портрет Стендаля
Интересы Павла Яковлевича очень разнообразны, он оформлял спектакли "Дядюшкин сон" по Ф.М. Достоевскому, МХАТ, и кинофильмы "Гобсек" и другие. Он открыл и описал эффект обратной перспективы в старинных русских иконах. В 1940-х годах Павлиновым был определен и доказан правильн. ракурс экспонирования скульпт. группы Микеланджело "Пьета" (Санта-Мариядель-Фьоре, Флоренция, Италия), который был утрачен. в результате перемещений статуи. В 1949 была развернута согласно его идее копия статуи в ГМИИ, а несколько позднее - оригинал (!).
В его наследии очень много пейзажей. В них покой, одухотворенность, тишина ("Зима. Утренний туман", "Зима. Вид из окна", "Сумерки" и др.). Ниже один из его пейзажей.
С середины 1920-х годов семья Павлиновых живет уже в поселке Сокол, в проектировании которого П.Я. принимал самое активное участие.
Единственное фото этого дома, которое есть в сети.
С момента переезда дом Павлиновых становится центром притяжения многих творческих людей. За большим дубовым столом собирались друзья Павла Яковлевича, коллеги по ВХУТЕМАСу - П.А. Флоренский, В.А. Фаворский, И.С. Ефимов, Н.Н. Купреянов, К.Н. Истомин, Л.А. Бруни, С.В. Герасимов и др. Приезжали П.П. Кончаловский, Н.П. Крымов, М.С. Родионов, В.А. Ватагин, Н.М. Чернышов, скульптор И.Д. Шадр, архитектор И.В. Жолтовский и мн. др. После 1945 г. у П.Я. Павлинова стал бывать вернувшийся из эмиграции С.Т. Коненков.
Сокол очень любили и молодые, начинающие художники и студенты, здесь они получали воспитание красоты и особой гармонии сокольской архитектуры. Они приезжали сюда и поодиночке, на консультацию к профессору, и группами, когда на улицах Сокола устраивались выездные занятия рисунком. Целая плеяда в будущем ведущих русских художников, среди которых народные художники СССР Кукрыниксы, В.Н. Горяев, Ю.И. Пименов, А.М. Каневский, В.Е. Цигаль, Л.Е. Кербель и мн. др. бывала в поселке (при этом удивительно, что картин с изображением поселка, практически нет).
В доме Павлиновых часто бывали концерты, в нем, например, выступала знаменитая пианистка Мария Вениаминовна Юдина.
"В этом же доме сокольские жители имели возможность слушать и любительский инструментальный ансамбль профессиональных художников. Его составляли П.Я.Павлинов (скрипка), В.А. Фаворский (кларнет), его жена М.В. Фаворская (фортепиано), М.И. Пиков (флейта). Об этих встречах-концертах, которые в 1930-е гг. стали регулярными, опубликованы воспоминания дирижера и композитора С.З. Трубачева. По его мнению, рождение такого ансамбля художников объяснялось "не только дружественными и профессиональными связями по ВХУТЕМАСу, но и широтой и общностью увлечений: Павел Яковлевич играл на скрипке, Михаил Иванович - на флейте, Владимир Андреевич - на кларнете". В молодые годы П.Я. Павлинов был участником трио (Павлинов - Энгельгардт - Маковский) на вечерах у М.С. Боткина, известного петербургского собирателя итальянского искусства эпохи Возрождения; в его доме на Васильевском острове собирались художники, бывал и Рерих. Их встречи «сопровождались слушанием музыки и совместным музицированием... За вечерним чаем Павел Яковлевич вспоминал выдающихся дирижеров - Никиша, Кусевицкого и недавние концерты Персимфанса - оркестра без дирижера. Для книги „Пять лет Персимфанса" он рисовал обложку." (Трубачев С. Фаворский и музыка. Воспоминания о художнике / / Музыкальная жизнь. 1990. № 5. С. 23).
Лесков Н.С. "Человек на часах". Иллюстрация П.Я. Павлинова
Прежде я уже писала, что для подрастающего поколения "соколян" в поселке, кроме спортивных площадок, было и множество кружков, кружок мягкой игрушки, театральные кружки, кружни немецкого и английского языка, а в этом доме была школа графики Павлинова. Несомненно, раннее приобщение к искусству повлияло на выбор творческого пути впоследствии заслуженных художников РСФСР А. Файдыша, А. Макарова, Кирпичниковых и др.
Стоит упомянуть, что П.Я. был и одним из первых автолюбителей, его сын вспоминал - "В 1912 году отец купил легковую машину - "форд". Нанял мальчика, который машину чистил и обихаживал. Научил его рулить. Потом этот мальчик стал начальником главного гаража на Лубянке. А "форд" наш, представьте, еще цел. На нем иногда парады автомотостарины в Москве открывают…".
С искусством и Соколом связали свою жизнь все поколения семьи П.Я. Павлинова. Его старший сын - Дмитрий Павлович Павлинов - окончил в 1940 г. художественный институт, его дипломной работой стали иллюстрации к роману Лермонтова М.Ю. "Герой нашего времени", художник, создатель макетов металлургических заводов для международных выставок.
Павлинов Д.П. Иллюстрации к роману Лермонтова М.Ю.
Другой его сын - Петр Павлович Павлинов (1921 - 2001 гг.) - тоже график, член Союза художников СССР, известный художник книги. В его творческом багаже более 150 проиллюстрированных книг (произведения русской и западной классики, детские книги) и огромное количество иллюстраций в его любимых журналах - "Вокруг Света" и "Искатель", которые он выполнял с удивительной легкостью. Человек широких интересов и огромной эрудиции, он серьезно увлекался этнографией, создав ряд оригинальных произведений: серии художественных открыток "Лодки народов мира", "Жилища народов мира", "Спортивные игры и состязания народов мира", "Географические открытия", "Военно-моской флот СССР" и др.
П.П. Павлинов "Н.М. Пржевальский" из серии "Географические открытия"
Известный путешественник Тур Хейердал, с которым Петр Павлович состоял в переписке, писал ему о серии его работ "Лодки народов мира" следующее - "Знакомясь с разными видами лодок, которыми пользовался человек, видишь, как близки были люди прошлого к природе и стихиям, как они сходно мыслили в своем творчестве и как могли учиться друг у друга".
П.П. Павлинов из серии "Лодки народов мира"
П.П. Павлинов из серии "Военно-моской флот СССР"
Жена Петра Павловича, Елизавета Владимировна Павлинова (1922 - 2003), - талантливый, яркий живописец, художник театра, педагог, автор и научный редактор учебных пособий по изобразительному искусству, член Союза художников СССР. Елизавета Владимировна урожденная кн. Оболенская, она приходится родной сестрой архитектору Николаю Владимировичу Оболенскому, тоже жителю поселка Сокол (
о нем и его семье я писала здесь).
В поселке жили и живут внуки и правнуки Павла Яковлевича: Сергей Петрович - член Союза художников России, автор многих графических и живописных работ, выставлявшихся как в России, так и за рубежом, Варвара Петровна - музыковед, кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории, Николай Петрович - виолончелист и художник.
Павлинов С.П. "Футбол подводников" из триптиха "Североморцы" 1976 г.
Жена Сергея Петровича Павлинова - художник, член-основатель фонда Зинаиды Серебряковой (Франция) , эксперт по творческому наследию семьи Бенуа, Лансере, Серебряковых.Екатерина Евгеньевна Павлинова, ур. Лансере, дочь художника и архитектора Лансере Е.Е.
Лансере Екатерина Евгеньевна "Ветренный день" 1999 г.
Старший правнук Павла Яковлевича, Павел Сергеевич Павлинов, - искусствовед, сотрудник НИИ теории и истории искусств Российской академии художеств, в настоящее время преподает, как и прадед, в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.
Поселок художников на Соколе. Часть 25. Ул. Сурикова. Продолжение.
Поселок художников на Соколе. Оглавление. Другие достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: Посёлок Сокол. История посёлка и его жителей / ред. Н. А. Соляник;
http://tvsm.ucoz.ru/pdf/kniga/pod_pokrovom/pod_pokrovom.pdf ;
http://www.danilov.lg.ua/author/3565/ebook/49709/cherkashin_nikolay_andreevich/baltiyskiy_eskort/read ;
https://www.myheritage.com/site-family-tree-248130451/%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2?lang=RU&rootIndivudalID=1500035&familyTreeID=1 ;