Заброшенный цех прототипов

Mar 24, 2017 20:45

В 1965 году на самолетостроительном факультете Московского авиационного института (МАИ) было образовано студенческое конструкторское бюро (СКБ). Оно занималось созданием экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых легких летательных аппаратов. В 1982 г. СКБ было преобразовано в Отраслевое студенческое конструкторское бюро экспериментального самолетостроения МАИ (ОСКБЭС МАИ).




В 1999 году указом Президента России сотрудникам МАИ и сотрудникам цеха, фотографию которого мы видим, были присуждены Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники за разработку и внедрение в серийное производство семейства сверхлегких многоцелевых самолетов.




Одним из самых успешных проектов ОСКБЭС был самолет Авиатика-МАИ-890. Начали разрабатывать этот легкий многоцелевой самолет в 1987 году. Первый полет он совершил в 1989 году. В этом же году начались его поставки и эксплуатация.




Серийное производство самолётов Авиатика-МАИ-890 в данном цеху, 1993 г.

С 1992 года было произведено и продано более 200 самолетов Авиатика МАИ 890. А в 1999 году на самолет был получен российский сертификат.




Несколько слов о самолете Авиатика-МАИ-890. Это легкий многоцелевой самолет, предназначенный для тренировочных полетов, авиатуризма, патрулирования, аэросъемки и т. д. Относится к классу «очень легких самолетов» (VLA - very light airplane). Есть двухместная вариация - [Авиатика-МАИ-890У] и сельскохозяйственная версия - [Авиатика-МАИ-890СХ]. Последняя версия предназначена для ультрамалообъемного опыления сельскохозяйственных угодий и знаменита тем, что получила в 2002 году специальный сертификат, и на данный момент это первый и единственный сертифицированный сельскохозяйственный самолет в России.




На базе Авиатики-МАИ-890, так же был создан [Автожир-МАИ-205]. Автожир - винтокрылый летательный аппарат, в полёте опирающийся на несущую поверхность свободновращающегося в режиме авторотации несущего винта. Другие названия автожира - «гироплан» (этот термин официально используется FAA), «гирокоптер» (терминология Bensen Aircraft), и «ротаплан». Первый полет МАИ-205 совершил в 2001 году.




На данный момент проект заморожен.




Несмотря на то, что со стороны улицы цех кажется рабочим, он полностью заброшен.




Каждый день мимо него проходит огромное количество людей и проезжают тысячи машин, но вряд ли кто-то догадывается, что за фасадом четырехэтажного дома, обвешанного кондиционерами, стоят покрытые пылью и птичьим пометом самолеты.




Помимо Авиатики в цеху разрабатывался и создавался еще один интересный самолет - Т-101 Грач.




В начале 90-х годов прошлого века в нашей стране возникли большие трудности в авиастроении, крупные проекты были заморожены, разработки чего-то нового прекратились. Но несмотря на все сложности, на предприятии «Рокс-Аэро»начались работы по проектированию Т-101. В 1992 году была начата разработка и уже в 1993 году в этом цеху был построен первый самолет.




В декабре 1994 года Т-101 впервые поднялся в воздух, пилотируемый летчиком-испытателем Виктором Заболотским. Ви́ктор Васи́льевич Заболо́тский (род. 19 апреля 1946, Москва) - заслуженный лётчик-испытатель СССР, космонавт-испытатель, президент Федерации любителей авиации России. Многократный рекордсмен мира по самолетному спорту.




При разработке Т-101 Грач учитывалось много факторов. Самолет должен был быть простым и надежным в плане конструкторских решений, дешевым в производстве, с возможностью эксплуатации с небольших грунтовых площадок. Т-101 должен был иметь функцию быстрого переоборудования, чтобы его могли применять в качестве санитарного самолета, аварийно-спасательного, патрульного, для десантирования грузов и людей.




Летчик-испытатель Виктор Васильевич Заболотский после первого же полета сказал: «Из кабины не вылезу. Вот уйду на пенсию, и буду летать на этом самолете!» В результате двух десятков полетов Заболотского на «Граче» подтвердились все заложенные конструкторами характеристики.




Заболотский подмечал: - Верю, «Грач» станет массовым самолетом. Особенно он пригодится для Севера и Востока, в глухих регионах, где нет дорог. Порукой тому - возможность посадки на малых площадках, отсутствие необходимости подогрева двигателя даже при сильных морозах. Аэродинамическое качество Т-101 достаточно высокое: при площади крыла на 2/5 меньшей, чем у Ан-2, скорость отрыва его на 20 км/ч меньше. Главное же достоинство «Грача» - исключительная экономичность двигателя. Стоимость керосина для [ТВД-10Б] в два раза дешевле авиационного бензина, а на Севере - в четыре раза! Ми-8, например, расходует 1000 л топлива в час, а для Т-101 этого количества хватит на 4 часа.




Помимо описанных сверху плюсов, был еще один немаловажный. Стоимость самолета была в 2-3 раза ниже, чем на аналогичные многоцелевые транспортные самолеты.




Но несмотря на все положительные моменты, самолету так и не удалось выйти в серию. В этом цеху было создано 50 самолето-комплектов, а вот продать их не удалось. По банальной причине: отсутствие финансов у авиакомпаний в середине 90-х годов.




Хотя есть еще шанс, что труды сотрудников конструкторского бюро и завода не пропали зря. Т-101 стал прототипом для нового самолета Виконт V100.




Разработчиками нового самолета стала Авиастроительная корпорация «АСА-Аэродизайн» и ОСКБЭС МАИ.




Корпорация купила 20 сборкомплектов «Грачей» и на их основе будет производить Виконт V100. Так что не все еще потеряно.




Но то что не выкупили, так и осталось лежать в цеху.




Покрываясь пылью и грязью.




Описанные выше модели самолетов, были не единственные в заводском помещении.




Натурный макет проекта самолёта Е-1 ЗАО «САВИАТ»




Легкий четырех-пятиместный самолет «Е-1″ предназначен для использования: в качестве личного транспортного средства («летающего автомобиля»)




Приблизительная стоимость «летающего автомобиля» состовляет 150000 долларов.




Т-411 «Аист»




Разработка лёгкого многоцелевого самолёта Т-411 началась в 1994 году в фирме «Рокс-Аэро» совместно с ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. За основу конструкции был взят планёр самолёта [Як-12М].




В 1997 году было созданно два прототипа. В этом же году самолет был показан на авиасалоне МАКС-97.




Аэродинамическая схема самолёта представляет собой однодвигательный моноплан. Конструкция самолёта состоит из каркаса, сваренного из стальных труб (сталь 4130). Обшивка выполнена из набора профилей (Д16Т).




Т-411 предназначен для перевозки пассажиров и грузов на расстояния до 1200 км. Конструкция позволяет быстро переоборудовать его в санитарный, патрульный, аэротакси. Самолёт отличается простотой пилотирования, не требователен к средствам наземного обслуживания.







Продолжим гулять по цеху. Далее фотографии с небольшими комментариями.




Очень много стеллажей с деталями. Ощущение, что всех выгнали в один момент и никого больше не пускали обратно.







Оборудование по виду еще в работоспособном состоянии. Цех пока не начали еще разрезать на металлолом.










Очень и очень часто встречаю в цехах подборки вырезанных из газет девиц, с практически полным отсутствием одежды. Сразу видно, мужики работали.




В уголке нашлись стапели с кабинами для истребителей.







Общий вид на один из двух залов данного цеха.




В целом жалко загубленное производство такого масштаба, но хорошо, что разработки этого цеха нашли свое продолжения на других площадках.




источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

Previous post Next post
Up