Ученые открыли, что на свете бывают отцы, которые все делают наоборот. Им дают журнал «Счастливые родители», где написано, что детей нужно мыть, а они их не моют. Ученые придумали, что таким отцам нужно давать не полезные, а вредные советы по воспитанию детей. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.
1. с 1,5 до 3 лет
Если твой ребенок начал
Бегать сам по коридорам
И совать в микроволновку
Руки разные свои -
Ты свяжи его немедля
Шарфом, розовым и мягким,
И, подушками обвесив,
Никуда не выпускай.
А не то расти он будет
Закаленным, стойким, смелым -
И страдать уже не сможет
От неврозов никогда.
Ребенок уже обрел физическую самостоятельность (может без твоей помощи бегать и выбираться из холодильника) и теперь переходит к психологической. Нужно дать ему шанс ознакомиться с миром. Он должен сам выяснить, что огонь горячий, лед скользкий, а мыло горькое. Так что не объясняй малышу на словах, что иголка острая, а лучше слегка уколи ему палец. Конечно, перебарщивать тут не стоит: ты все еще должен оставаться телохранителем ребенка. Но и чрезмерная забота, стремление уберечь его от любых опасностей - тоже большая ошибка. Излишне опекаемый ребенок в будущем станет бояться всего незнакомого: новых мест, техники, людей. Профилактику этих расстройств нужно начинать в раннем детстве.
2. с 1,5 года
А бывает так еще с детишками:
Надо кушать, а они не голодны.
Дело это, к счастью, поправимое.
Надо накрошить конфет и сладостей
В кашу, макароны или курицу,
Сделав блюдо жутко привлекательным.
После, напугав дитя милицией
Или подкупив его трансформером,
Быстренько впихнуть одну-две ложечки-
Например, за маму и за фюрера…
Потому что кушать надо вовремя,
А какой ценой - не важно в общем-то.
Капризы за столом и отказ от еды - это излюбленный способ манипуляции взрослыми. Поэтому имей в виду: если ты начал юлить перед ребенком, запугивать его или показывать фокусы, чтобы он открыл рот, - значит, ты принял его правила и уже проиграл. Лучше измени тактику. Относись к еде спокойно, не делай из нее культа. Корми ребенка не в установленное время, а с разбросом в два-три часа - тогда есть шанс, что он что-нибудь съест хотя бы от неожиданности. Да, ине торгуйся: «Съешь хотя бы суп». Будь тверже.
3. 2,5 - 7 лет
Если сын вошел в период
Эдипального развитья
И за мамино вниманье
Соревнуется с тобой,
Стань немедля извращенцем!
Надевай чулки и груди
Накладные или лучше
Разведись совсем с женой.
Пусть под крылышком у мамы
Он растет, мужчин не видя,
И однажды станет геем
Или просто слабаком.
Про Эдипа ты, наверное, слышал: парень из Фив убил своего отца и некоторое время жил с собственной матерью. Не то чтобы мы на что-то намекаем, но период от 2,5 до 7 лет психологи называют «эдипальным». Мальчик соревнуется за мамино внимание, копируя поведение папы, девочка, соответственно, подражает маме. Извращения, сексуальные предпочтения и поведенческие стереотипы, как ни странно, закладываются у ребенка именно сейчас. И в этот период хорошо бы не ссориться с женой, а тем более- неразводиться. Но если вы уже это сделали, нужно хотя бы поддерживать с женой дружеские отношения. Даже если вы не живете вместе, ребенок должен знать, что его родители - хорошие, когда-то любившие друг друга люди. Играй эту роль несмотря ни на что, иначе мальчик вырастет маменькиным сынком, адевочка - мстительной или просто распутной стервозиной (ненаучный термин).
4. с 3 лет
Если чадо провинилось-
В луже пролитой текилы,
Сорта редкого «аньехо»,
Утопило твой лэптоп, -
Ты его бранить не вздумай,
Объяснять, что это плохо
И что любящие дети
Так не делают совсем.
Закричи, что он гаденыш
И сведет тебя в могилу!
Или молча дай по шее,
А за что - не уточняй.
Психологическая защита, которой наделен каждый человек, у ребенка работает особым образом. Слыша неприятную критику, чадо обычно уходит в себя, замыкается, забывает сказанное или заболевает. Поэтому ты не должен удивляться, если ребенок, которого ты отчитал, снова будет делать ровно то, за что ты его ругал. Это он не из вредности. Просто, когда ты стал кричать, у него сработала психологическая защита и он не запомнил твои слова. Если хочешь быть услышанным, критикуй не ребенка, а то, что он сделал. Не «Зачем ты сжег кошку, идиот?!», а «Кошке больно». Также имей в виду, что внушение хорошо бы предварять положительной информацией: «Ты хорошая дочь (сын), ятебя люблю, но рыб топить плохо».
5. 2,5 - 7 лет
Друг невидимый завелся
У ребенка твоего?
Робот-хомячок с Венеры
Или просто некий Серж?
Не пытайся разобраться,
Чем расстроен твой малец, -
Накричи, ремнем отшлепай
И скажи, что это бред.
Повторяй ему почаще:
«Никакого друга нет!»
Вдруг фантазия больная
Пропадет сама собой?
У ребенка стремительно развивается фантазия, поэтому в его окружении могут появиться невидимые друзья и выдуманные домашние животные. Не переживай по этому поводу. По большому счету, чадо знает, что его невидимого друга по имени Микки Миккерано не существует. Но ребенку важно, чтобы родители (один изних- ты) верили и сопереживали ему. Нельзя отрицать существование невидимого друга. Обычно он нужен ребенку, чтобы пережить фрустрирующую ситуацию, сильное потрясение (допустим, мама стала работать, а малыша отдали вдетский сад). В идеале хорошо бы проанализировать фантазию ребенка и понять, чего ему не хватает. Например, если его друг якобы ходит с саблей или пускает лучи смерти из глаз - скорее всего, дело в подавленной агрессии.
6. 2,5 - 7 лет
Кто гудит ночами в трубах
И скрипит в шкафах дверями?
«Это черный злой Бабайка»-
Так ребенок говорит.
После просит свет оставить
И, глаза не закрывая,
Тихо бдит под одеялом.
Как помочь его беде?
Начинай скорей смеяться
Над ребенком: «Трус иплакса!»
Выключай весь свет нарочно,
Запирай его в шкафу!
И не вздумай признаваться,
Что и сам боялся в детстве
Пауков, акул в бассейне
Или просто темноты.
А уж всякие советы
Разных психотерапевтов
(Нарисуйте, мол, Бабайку)-
Это вовсе ерунда!
Фантазия ребенка помимо друга может породить и квинтэссенцию страха - скажем, бабайку. Игнорировать эти выдумки опять же нельзя. Ты, как отец, должен вооружить ребенка навыками по борьбе со страхом. Не говори ему: «Ты уже большой, бояться стыдно». Лучше, во-первых, признай, что и сам чего-то раньше боялся (темноты, начальника, мумий), и объясни, что только дураки ничего не боятся. Во-вторых, позволь ребенку говорить о своем страхе. В-третьих, вместе нарисуйте бабайку, придумайте ловушки для него и найдите его слабое место. Ведь и бабайка должен чего-то бояться!
7. с 3 лет
Детишки стали утомлять?
Отдай их всех в детсад!
В какой? Не важно. Их в любом
С руками оторвут.
Заранее знакомить их
Не нужно там ни с кем - Ни с персоналом, ни с детьми.
К чему весь этот труд?
Не нужно даже объяснять-
Мол, мы идем в детсад.
Обманом замани туда
И быстро убегай!
К детскому саду ребенка нужно готовить заранее. Хорошо бы показать ему воспитательницу до того, как он пойдет в ее группу. Или, как минимум, начать заранее превозносить ее («Тетя Лена великолепна, она умеет показывать фокусы, любит детей, знает много сказок, и у нее роскошная грудь»). У ребенка узкое внимание, ему легче идти не в абстрактный детский сад, а к какому-то конкретному человеку. Кстати, если ты будешь хвалить тетю Лену уже при встрече (стараясь смотреть ей вглаза), она может запомнить твое чадо ивыделять его из толпы других детей, не наделенных такими любезными отцами.
Что касается сверстников, то желательно еще до детского сада свести ребенка с одним из них. Иначе он может бояться детей вообще. Да, и еще. После детсада погуляй с ребенком хотя бы полчаса- создай временной буфер перед возвращением домой и дай ему отойти от стресса.
8. с 4-5 лет
Даже умненький ребенок
Спросит рано или поздно:
«Как на свет я появился?»
Ничего не отвечай!
Ни к чему тебе смущаться
И искать слова помягче.
Покажи ему порнуху -
Разберется, не дурак.
Если нет «Развратных попок»,
Ври про аиста с капустой.
Пусть невежеством подобным
Он смешит своих друзей!
Отвечая на вопрос, откуда берутся дети, помни два правила. Во-первых, не ври про капусту и прочее. Иначе другие дети будут смеяться над воззрениями твоего ребенка (информация о реальном способе размножения рано или поздно просочится в их круги). Во-вторых, не откровенничай о сексе, чтобы не повредить психику чада. Он взялся из маминого живота, а туда попал потому, что папа и мама любят друг друга. Этого будет достаточно.
9. с 5-6 лет
Интерес к вопросам смерти -
Знак развития больного.
Так что если твой ребенок
Начал спрашивать, когда
Папу с мамой в гроб положат,
Что они там будут делать, -
Надо срочно высечь чадо
Или просто напугать:
«Там, в гробу, жуки и черви.
Рая нет. А энтропия
Год от года нарастает…
В общем, радуйся, что жив».
Дети начинают интересоваться смертью и задают вопросы, которые могут тебя шокировать: «Пап, а ты скоро умрешь?» Это нормально; более того, это признак интеллектуального развития. Поэтому не уходи от разговора и не ври ребенку. Скажи правду- мол, все умирают, и это грустно, да. Объясни, что происходит с человеком после смерти в соответствии сосвоими убеждениями. Расскажи про рай или про то, что после смерти человека остаются его дети, написанные им статьи для журналов. Но боже тебя упаси раскрывать подробности! Гроб, распад материи, черви- лишние знания могут вызвать у ребенка «фиксацию на смерти». Объяснение должно быть образным и нестрашным.
10. 5-7 лет
Не подсказывай ребенку,
Что и как он должен делать,
И не вздумай на этапы
Все задачи разбивать:
Завязать шнурки, освоить
Алфавит, убрать игрушки…
Что он, маленький, ей-богу?
Пусть все делает один!
У пятилетних детей обычно плохо развит контроль из-за низкого объема внимания. Ребенок (даже девочка) не может удержать в голове последовательность нескольких действий. Допустим, пятилетний шкет может сам надеть штаны и завязать шнурки, но из-за плохого самоконтроля он вряд ли сможет полностью одеться. К7-8годам ситуация в целом улучшается, но ребенок все еще может запутаться при выполнении, скажем, домашнего задания. Детской голове трудно удержать алгоритмы сложных действий, поэтому они должны храниться вовне- например, втвоей голове. Ты должен контролировать ребенка, а в особо трудных случаях даже подсказывать ему последовательность действий. Расчленяй любые задания и следи, чтобы ребенок выполнял их постепенно. Если тебе трудно проводить счадом много времени, можешь не осуществлять вербальный контроль над ним, а оставлять ему в помощь схемы. Нарисуй, как нужно одеваться, и ребенок оденется не запутавшись.
11. 5-9 лет
Хвали ребенка ни за что:
«Какой ты молодец!»
Не занимайся с ним ничем
И не давай читать.
Вот стукнет семь ему - пойдет
Он в школу и тогда
Узнает сам, что он тупой,
Зазнайка и лентяй.
До школы у детей большая самооценка, их все хвалят за любую ерунду. Но потом они сталкиваются с реальностью: от них что-то требуют, сравнивают с другими. Запомни формулу: мать любит ребенка просто так, аотец- за что-то. Лет с пяти ты, и никто другой, должен провоцировать «ситуацию успеха». Учи ребенка чему-нибудь (кататься на велосипеде, рисовать ежей) и хвали его, лишь когда у него начнет получаться.
12. с 6-7 лет
Не давай заданий детям-
Пылесосить, мыть посуду.
Потому что им, во-первых,
Доверять дела нельзя:
Все сломают и порушат.
Во-вторых, для этих целей
Мама их (твоя супруга)
Всяко лучше подойдет!
Пора давать ребенку задания. Этим опять же должен заниматься мужчина (в идеале- ты). За ребенком нужно закреплять некие функции, которые станет выполнять только он,- выносить мусор, менять фильтр в пылесосе. Сделай вид, что без таких мелочей семья развалится. Это должна быть не игра, как вболее раннем возрасте, аименно мелкая, но полезная работа. Зачем? Чтобы ребенок почувствовал свое место в семье, а главное - научился отвечать за что-то. Так ему будет легче пойти в школу, асовременем - и на работу.
13. 6-9 лет
Дети рвутся в кучу секций:
Вышиванье, айкидо…
Поощрять не вздумай это -
Пусть сначала подрастут.
Жажда знаний и свершений
К девяти годам пройдет.
Вот тогда-то их пинками
В кучу секций и гони!
По Фрейду, вся сексуальная энергия вэтом возрасте уходит в учебу и труд. Вэтот недолгий период хочется что-то узнавать и учиться. Позволь ребенку записаться вкучу секций и потакай его жажде знаний, пока он еще хочет угодить тебе и сделать все «по-правильному». Вбивай ему основы этикета. Внушай правила: пить плохо, убивать людей плохо, переходить дорогу нужно преимущественно на зеленый. Потом уже не получится. С десяти лет начинается самоутверждение, и ребенок все делает вопреки.
14. до 9 лет
Когда с ребенком говоришь,
Даешь ему наказ,
Частицу «не» почаще в речь
То там, то сям вставляй:
«Не вздумай не играть с котом,
Когда я не приду,
А то тебя не накажу!»
Так он быстрей поймет.
В первые 8-9 лет жизни ребенку трудно воспринять информацию с частицей «не», потому что процессы торможения у него вмозгу работают хуже, чем процессы возбуждения. Неговори ему «Не поджигай диван!» - скажи: «Потуши диван». Настраивай его на выполнение действий, а не отменяй своими приказами то, что он уже сделал.
15. с 10 лет
Если некогда послушный
Сын твой (или даже дочка)
Начал вдруг тебе перечить
И курить на чердаке,
Это значит, что ребенок
Просто вышел неудачным.
Надо гнать его из дома
И другого заводить.
А психологов советы:
Объяснить про эмфизему,
Дать ребенку сделать выбор,
Говорить помягче с ним...
Это все какой-то нонсенс.
Разве шкет понять способен?
У него мозгов ведь нету
В этом возрасте еще!
Тот самый период самоутверждения, окотором шла речь выше. Ребенок не хочет ходить зимой в шапке и начинает курить. Что делать? Не занудствуй и не заставляй его: он все будет делать наоборот. Лучше позволь ему сделать собственный выбор. Идеальная стратегия в этом смысле - сказать: «Я бы на твоем месте сделал так, но ты принимай решение сам». Расскажи опоследствиях поступков, но не приказывай прекратить. Разреши курить, купи ему сигарет, но объясни, что это влияет наздоровье. Тогда, возможно, ребенок ине начнет курить вдесять лет, асделает это только в институте.