Представляю Вашему вниманию небольшую подборку фотографий оставшихся у меня после посещения Государственного музея им. М. А. Булгакова в Москве. Пожалуй, не ошибусь, назвав квартиру по Большой Садовой улице культовым местом для всех почитателей таланта Михаила Афанасьевича. Давайте заглянем.
1. Буквально в двух шагах от станции метро «Маяковская», по адресу Большая Садовая, д. 10 ныряем во двор.
2. Здесь за глубокой аркой попадаем в другой мир. Суета и шум Садового кольца остаются там, позади.
3. Перед входом в подъезд посетителей встречает огромный черный кот.
4. «И еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное».
5. Стены подъезда можно считать продолжением выставки. Творчество поклонников периодически закрашивают и стирают, но все тщетно.
6. Цитаты из автора и рисунки, признания в любви и просто мусор. Стены стерпят все.
7. Итак, квартира №50.
8. Приехав в Москву осенью 1921 года, писатель селится здесь с супругой Татьяной Лаппа, заняв комнату в коммунальной квартире.
9. Просмотр квартиры-музея посетители начинают с синего кабинета. Это собирательный образ с последней квартиры писателя. Многие экспонаты подлинные, переданы в дар музею родственниками и друзьями М.А, Булгакова. Кстати, синий - один из любимых цветов Булгакова.
10. Возможно, в своем синем кабинете, окружая себя предметами прошлых веков, работая за старинным секретером с множеством потайных отделений, Булгаков пытался собрать, склеить этот постоянно ускользающий образ вечного приюта, старинного дома, увитого виноградом, того самого, дарованного Мастеру, но так и не обретенного самим писателем.
11. В "нехорошей квартире" Михаил Булгаков пишет свои первые московские произведения. Сам образ коммунальной квартиры №50 станет неотъемлемой частью творчества писателя. Здесь он работал над «Дьяволиадой», «Записками юного врача» и «Морфием», «Роковыми яйцами», здесь создавалась «Белая гвардия».
12. Эти рамы, ручки, паркет и стены помнят, как осенью 1921 года сюда въехал в будущем знаменитый русский писатель Михаил Булгаков. Здесь он провел первые свои годы в Москве, - суетливые, голодные, но невероятно плодотворные.
13. Булгаков приезжает в Москву после участия в гражданской войне на стороне белой гвардии потерпевшей поражение. Еще находясь на юге России, он предпринимает несколько попыток эмигрировать, опасаясь репрессий победившей власти. Но они оказываются неудачными. Как напишет позже в автобиографии « … В конце 1921 года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда».
14. Книги, которые стоят на полке, были и в библиотеке писателя: собрания русских классиков, зарубежная проза, энциклопедии, словари.
15. Комната. Почти ничего не сохранилось с тех времен, кроме причудливой книжкой полки с русалками и нескольких книг.
16. Но так ли это важно, если из окон по-прежнему виден все тот же двор, по которому беззвучной воровской походкой ходят коты.
17. Инсталляция «Трудные годы» репрезентует один из наиболее тяжелых и трагических моментов в жизни писателя - первый год жизни в Москве. Через представленные в инсталляции предметы - своеобразные «осколки домашнего быта» сделана попытка воссоздать атмосферу бедности и неустроенности, развить одну из главных тем творчества Булгакова - тему утраченного «Дома», вернее дома, отнятого советской властью.
18.
19.
20. Предметы коммунального быта.
21. «Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт»!
22. «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».
23.
24. Одна из комнат «нехорошей квартиры» восстанавливает период, когда Булгаков публиковался в газете «Накануне».
25. Во время нэпа литературная жизнь в России начала возрождаться, создавались частные издательства, открывались новые журналы.
26. В газете "Накануне" и ее литературном приложении увидели свет многие произведения М. Булгакова: "Записки на манжетах", "Похождения Чичикова", "Сорок сороков", "Путевые заметки", "Багровый остров". С этих публикаций и началась популярность М. Булгакова.
27.
28. Некоторые образцы настенной живописи уже давно перешли в разряд произведений искусства. Рисунки над входом, на стекле и стене самые старые из всех, что сохранились на сегодня, они выполнены сангиной и углем. Закрашивать их не берутся даже противники настенного творчества.
29. «Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть - несчастье... вечер - семь».