Иногда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша, все свободные силы уходят на преодоление учебных сложностей.
И яркий, впечатлительный, творческий ребенок вдруг становится капризным, вялым и забывает про свои любимые занятия.
Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.
Дело в том, что зачастую требования, предъявляемые ученикам первых классов, сложность представления учебного материала не соответствуют уровню развития психических процессов детей.
Как известно из данных литературы, в 6-7 лет начинается качественно новый этап в развитии и организации всех психических процессов (восприятии, мышлении, памяти, внимании и других), эмоций, моторном развитии.
Сегодня мы поговорим об особенностях в развитии психических функций у младших школьников 6-7 лет.
Возможность перехода к систематическому обучению обеспечивается значительной зрелостью коры больших полушарий ребенка.
Однако следует помнить, что лобные отделы мозга, обеспечивающие наиболее сложную деятельность - программирование действий, регуляцию и контроль, сложные интеллектуальные операции, заканчивают свое созревание, по данным разных авторов, только к 16-21 годам.
Особенности восприятия детей 6-7 лет.
Восприятие детей становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Для полноценного восприятия детям 6-7 лет необходима возможность практически оперировать с объектами. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой.
Именно поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, цифры 9 и 6, буквы b и d).
Ребенок может тщательно и планомерно исследовать предметы на зрительном и осязательном уровне. Определяет основные направления в пространстве, понимает пространственные взаимоотношения.
Особенности внимания детей 6-7 лет.
Как Вы понимаете, без достаточной сформированности этой функции, процесс обучения будет сильно затруднен.
Ведь учитель привлекает внимание учеников к изучаемому материалу, удерживает внимание длительное время.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
Труднее всего ребенку удержать внимание при монологе учителя (родителя).
Так что имейте ввиду, когда Вы отчитываете малыша за какие-то промахи, он может сосредоточено слушать Ваш монолог только 4-5 минут, а затем Вам лучше перейти на диалог (а еще лучше, начать с него).
Ребенок может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут (однако, все зависит и от индивидуальных особенностей первоклассника), следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.
Особенности памяти детей 6-7 лет.
Наверняка, Вы обращали внимание на то, что Ваш ребенок может с легкостью и очень близко к тексту воспроизводить диалоги героев из мультфильмов, песенки из рекламных роликов, и в тоже время совершенно не помнить, что задано на дом.
Это связано с тем, что память может быть произвольной и непроизвольной.
Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Однако, непроизвольная память, основанная на эмоциях, образах, интересе, очень хорошо развита у первоклашек.
Дети непроизвольно запоминают учебный материал, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и вызывающий интерес.
Постепенно у ребенка появляется способность целенаправленно, произвольно запоминать и «неинтересный» материал.
Особенности мышления детей 6-7 лет.
Мышление ребенка по-прежнему преимущественно наглядно-образное, как и в дошкольном возрасте.
Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал.
Однако, постепенно начинают появляться зачатки словесно-логического мышления.
У ребенка формируется способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты, выделять существенные признаки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и даже делать выводы.
Между тем, действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Очень важно учитывать особенности мышление при обучении.
Иногда информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.
Особенности речи детей 6-7 лет.
К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным.
Интенсивно растет словарный состав речи. Словарный запас характеристика индивидуальная - у одних детей он оказывается больше, у других - меньше.
Это зависит от условий жизни, от того, как и сколько с ребенком общаются взрослые.
Однако, по данным специалистов, ребенок в 6-7 лет должен активно использовать не менее 2500-3000 слов. Речь становится развернутой, фонетически и лексико-грамматически правильной.
Мелкая моторика.
У первоклашек еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.
Мелкие движения рук первоклассников еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности в освоении письма.
Однако некоторые дети уже свободно владеют ножницами, рисуют карандашом и могут выполнять ритмичные движения в указанном темпе.
В силу возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий, поведение первоклассников нередко отличается неорганизованностью, недисциплинированностью.
Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Не забывайте, что в возрасте 6-7 лет для большинства детей игра - по-прежнему основной вид деятельности. Однако очень скоро учебная деятельность станет ведущей.
Как правило, 7-летние первоклашки гораздо легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают предъявляемые школой требования.
Шестилетние дети являются менее зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития.
Дорогие родители, мы должны понимать, что, вступая в новую школьную жизнь, ребенок только начинает постепенно приобретать новые навыки, учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и требованиями.
Эти важные качества не появляются у малыша со звуком школьного звонка, они нуждаются в развитии.
И то, что нам, взрослым, может казаться очевидным, у ребенка еще просто не сформировано.
Дорогие друзья, сегодня мы затронули сложную, но очень важную для организации интеллектуального развития наших детей тему.
В следующих постах мы обязательно поговорим о том, что можно сделать, чтобы помочь малышу развиваться с удовольствием.
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">