Картинка увидена у
devoor Что отличает взрослого зрелого человека от не взрослого и не зрелого (вне зависимости от возраста)? Для меня это способность принимать решения (делать выбор) и быть за них ответственным.
При этом часто мы воспринимаем Ответственность, как угрозу или наказания:
В речи часто звучит:
- Груз ответственности
- Нести ответственность
- Взять на себя ответственность
- Взвалить на себя ответственность
- Сбежать от ответственности
- Это будет на твоей ответственности (совести).
Понятно, что если Ответственность - это угроза и наказание, то человек сделает все возможное, что бы избежать этого состояния (будет до последнего затягивать ситуацию выбора и принятия решений, ждать, пока кто-то другой примет решение и возьмёт на себя ответственность за последствия, будет делегировать ответственность за все, включая свою жизнь и т.д.)
При этом изначально носителем такого отношения к ответственности является родитель (как кто-то хорошо сказал: «все мы являемся жертвами жертв). И соответственно родители транслируют это детям (через речь и своё отношение).
Родители могут занимать две крайности:
1) Либо не давать ребенку ответственности вовсе, решая все за него, предвидя каждый шаг (ситуация гиперопеки).
2) Либо наоборот - перекладывать всю ответственность на ребенка, включая ответственность и за состояние самих родителей (ситуация патологического чувства вины у ребенка, в т.ч. когда дети становятся родителями своим родителям). Чувство ответственности в этом случае тоже развивается патологически.
И конечно ребенок видит поступки родителей и научается на их основе: как избегать, как делегировать, как оправдываться).
Внимание вопрос - как практически передать ребенку позитивное представление об Ответственности. Что это не угроза, и наказание, а наоборот - ресурс, возможность, преимущество, уверенность в себе и своей компетентности?
Понятно, что самая короткая дорога лежит через психотерапевта с раскапыванием индивидуальных корней такого восприятия ответственности у родителя. И тогда родитель с новым восприятием сможет транслировать это новое восприятие ребенку.
А как можно действовать из «точки ноль» - от здесь и сейчас в завтра (без рассматривания и раскапывания прошлого)? Практически. В речи, например. Как переписать сценарий Ответственность = угроза?