Айа София. Яйцо Времени.

Mar 02, 2019 23:05

Сегодня я хочу написать пост, который бережно хранила внутри около года. И он о встрече с Айя Софией в Стамбуле, к которой я готовилась до этого еще пару лет до.

И это правда. Когда я видела изображение этого собора я думала:

- Как? Как он может быть таким древним, таким устойчивым и неизменным? Что держит его изнутри? Как, на протяжении столетий это место на земле остается неизменным? Вокруг разрушается и выстраивается вновь город, а эта точка, это пространство внутри храма всегда, ВСЕГДА есть на этом самом месте. КАК???

И долгие годы у меня была мечта слетать в Стамбул на выходные, что бы увидеть её: Ай Софию, а затем таких же неизменных рыбаков на мосту. Но все никак не складывалось. И когда очередная выездная мастерская была запланирована в Турции - я решила: «Сейчас!». И купила билет на день раньше нашей встречи.

Ай Софию впервые я увидела в ночи, в день прилета. И она показалась мне еще прекрасней и таинственней всех моих ожиданий, мыслей и чувств про неё.



На следующий день, в полдень, билет был куплен и я оказалась перед огромными дверьми, ведущими внутрь.



Собор окружен по периметру несколькими галереями, обхватывающими его, словно обручами, и тем самым сохраняя его. И я сделала шаг внутрь галереи и поняла, что дальше идти не могу. Сопротивление движению было очень сильным. Я будто смотрела не только глазами, но всем своим телом и во всех направлениях одновременно и просто не успевала двигаться и получать получаемое. Я даже сделала селфи этого состояния, что бы потом увидеть это со стороны.



А там и тогда я просто решила присесть на скамейку у стены и незаметно для себя заснула минут на двадцать.
Проснувшись я все еще не была готова двигаться внутрь, поэтому просто огляделась вокруг и увидела, что из галереи внутрь ведет 9 дверей, 8 из которых открыты, а я сижу напротив единственной - закрытой.



И я принялась её рассматривать. Огромная, старинная.



А потом я увидела скважину совершенной формы. И почувствовала себя Алисой «перед той чудесной дверцей».



Скважину я сфотографировала в 50 различных варинтах и в целом провела у скважины еще какое-то время, но все еще не была готова, поэтому я решила сперва обойти храм по кругу, заходя в разные дворики, обследовать галереи, а затем уже войти внутрь.

И я обошла. И заходила в дворики. И все равно не была готова.



И тогда я решила, что если не могу напрямую, то тогда можно попробовать сверху вниз. И я пошла на второй этаж. Подъем туда был пологим и отполированные миллиардами ног камни изумительно блестели в полутьме. Отсутствие ступенек объяснилось просто - второй этаж в византийские времена «принадлежал» женщинам и они обычно туда не входили, но были вносимы.



Оказалось, что именно на втором этаже находятся основные сохранившиеся мозаики. Описывать их бессмысленно. Они не вмещаются в слова. Как и в фотографии. Чего стоит один только румянец на щеках Христа. Или разнообразные тонкие тени. Красота лиц, изображенных в мозаике так же не поддается описанию. Запредельна.





При этом выбор второго этажа в качестве точки знакомства с собором оказался правильным.



Именно отсюда стало видно время: одновременная вечность и временность этого места. Вот мозаика Богородицы в апсиде под куполом, будто и не человеческим сознанием и руками созданная.



А рядом деревянные щиты с именами Аллаха и его Пророков, сконструированные искренне и по-человечески.



Но к этому моменту меня уже попустило и я стала готова идти под купол, в основной объем храма.



Объем, конечно, невероятен. Его сложно охватить и понять внутри себя. Можно просто быть в нем.



В целом собор оказался для меня про два момента:
1) Первое - это Время. Оно в соборе видно. Вот будто в воздухе есть все прошлое, настоящее и будущее одновременно и это можно видеть. В самом воздухе. Это как Яйцо. Яйцо Времени.
2) Второе - это Мир. Вот тот мир в котором находятся христианство и мусульманство в этом месте - оно будто и держит мир в мире. Недаром собор не является ни церковью, ни мечетью. И одновременно и тем и тем. Это музей. И победившие над Византией турки внесли в Ай Софию символы своей веры, но не стали уничтожать символы веры иной. То есть это уже действия человека, а не варвара. И пусть так и будет.
Вот так прошла встреча с величайшим местом на земле. Для меня очень знаковым. Хочу когда-нибудь еще вернуться и еще немного поспать на скамейке в галерее, а потом снова увидеть этот купол раскидывающийся надо мной и непонятно как и почему там, на той высоте удерживающийся.
Величайшее место!
Место Времени и Мира!



П.С. А вот эта фотография из Википедии стала стартовой для моего намерения встретиться с Айя Софей много лет назад. Посмотрите только на многомерность этого пространства.


Айя София, путешествия, Турция

Previous post Next post
Up