Я всегда знала, что если клиент начинает «ставить меня на пьедестал», то очень скоро он будет меня оттуда сбрасывать. Почему? Механизм процесса следующий.
Клиент приходит и говорит:
- Я так рад, что к Вам попал. Мне сказали, что вы очень классный психолог. И я знаю, что только Вы сможете решить мою проблему.
Клиент, таким образом, делает две вещи:
1) Создает ожидание (Вы классный психолог) и предлагает Вам это его ожидание оправдать.
2) Встает в детскую позицию: «Вы классный психолог, а я нет, Вы большой, а я нет. Значит Вам решать, что мне делать с моей проблемой, а не мне, и тогда ответственность на Вас».
Психолог в ответ тоже может пойти несколькими путями:
1) Подпрыгнуть и начать оправдывать ожидания клиента. Тогда, скорее всего, эффективность его работы будет незначительной, т.к. он будет исходить из неверной мотивации для работы (оправдать ожидания), а не решить задачу. Кроме этого, он будет ограничен рамками ожиданий клиента, т.е. не будет свободен в своих выборах.
2) Или психолог может взвалить на себя ответственность за проблему клиента и начать искать для него решение. В этом случае, клиент остается в детской позиции и вполне естественно может начать «капризничать» - «Это не подходит и это не подходит. У меня опять ничего не получается. Придумайте что-то другое». Ну потому что в этой ситуации мотивация решить задачу есть у психолога, но не у клиента. И самое лучше решение, найденное психологом для клиента здесь не подойдет. Ну потому что оно не нужно «ребенку». А сам психолог будет скорее всего страшно вымотан, как молодой родитель после длинного дня с ребенком.
В любом из случаев, психолог не удовлетворяет ожидания клиента и, таким образом, рано или поздно, будет с пьедестала сброшен: либо потому, что не решил задачу и клиенту не стало лучше (первый вариант), либо потому что не решил задачу, так как клиенту это и не было нужно. Нужно было найти ответственного за свое плохое состояние и он был найден (второй вариант). И тогда клиент говорит сакраментальное: «Я то думал Вы классный психолог, а Вы…»
Каким может быть конструктивный вариант?
Проговорить с клиентом словами через рот что сейчас происходит (клиент создает ожидания и перекладывает ответственность на психолога). После возврата клиента во взрослую позиции можно заново посмотреть на его запрос и совместно, в партнерском взаимодействии, отправится на поиск решения.
П.С. В жизни и в бизнесе работает точно такой же механизм.
Картинка найдена здесь:
http://f5.ru/levis-fox/post/392959?pageC=3